Бен Иш Хай (зехуто таген алейну) приводит комментарий одного из знатоков тайного учения, кабалиста Рабби Сасона Мордехая, на стих: «Весы верные, гири верные, эйфа верная и hин верный да будут у вас, Я Г-сподь, Б-г ваш» (Вайикра, 19:36), – что в теле человека есть четыре вида желчи: красная, черная, зеленая и белая.
И каждая из них присутствует в определенном, строго установленном количестве, так, что если одна из них возобладает над другой, то это повлечет за собой болезни, а если преобладание это станет чрезмерным, человек умрет.
Сохранение же надлежащей пропорции между этими видами желчи является залогом здоровья человека. Бен Иш Хай также приводит мнение скрытого кабалиста, что весы соответствуют имени Ашема – הוי׳׳ה: цепочка, свешивающаяся с вертикальной стойки, олицетворяет букву י «йуд», сама стойка – букву ו «вав», а две чаши весов – две буквы ה – ה «hей», которые получают изобилие от вышеупомянутых букв ו ׳׳ י и в свою очередь излучают и распространяют на миры посредством линии равновесия все то, что для них необходимо и что они в состоянии принять.
Поэтому тот, кто недовешивает – не удостаивается благословения. Об этом сказано: «Весы верные, гири верные …Я, Г-сподь Б-г», – ибо весы содержат намек на Имя Мое. Как же можешь ты творить беззаконие при взвешивании, Б-же упаси»?!
Известно также, что желчь человека собрана в «кис» (мешочек, пузырь) [на иврите «желчный пузырь» («кис hа-мара»)]. И здоровье человека зиждется на том, что все виды желчи сохраняют в своем количестве ту меру и пропорцию, которую установил для них Вс-вышний, благословен Он, чтобы не возобладал один из них над другим.
И если человек сделает так, что при взвешивании вследствие преступления и обмана одна из чаш весов вознесется над другой, то и пропорция, установленная между различными видами желчи в теле человека, нарушится, один из них начнет преобладать над другими, и здоровью человека будет нанесен серьезный урон.
Тогда сказанное в Торе раскрывается так: «Да не будет у тебя в «кисе» твоем («кис hа-мара», (желчном пузыре) – «…двоякой гири (“гири и гири” … ), большой и малой», – то есть, чтобы из двух видов желчи, находящихся там, ни один не возобладал над другим, образовав «бо́льший и меньший» объемы, и чтобы между ними сохранялось равновесие.
И если ты желаешь этого, поостерегись, чтобы в доме твоем не было «эйфы двоякой, большой и малой», ибо если ты согрешишь в этом, то и равновесие между видами желчи в твоем теле нарушится, и один из них будет «бо́льшим», а другой – «меньшим».
Поэтому далее сказано (Дварим, 25:15): «…чтобы продлились дни твои на земле…», – ведь жизнь и здоровье человека зависят от правильного соотношения видов желчи, при котором один из них не превосходит своим количеством другой.
А если ты спросишь: «Чем же так тяжек этот грех [обмана при взвешивании], что он напрямую касается жизни человека?», то ответ дальше в Торе: «Ибо мерзость пред Г-сподом, Б-гом твоим, всякий, делающий это», – ибо он наносит ущерб Его Имени הוי׳׳ה, как было сказано выше.
Дальше Бен Иш Хай вспоминает и слова пророка Йешая: «Сердце твое будет вспоминать об ужасах: «Где считающий? Где взвешивающий». (Йешая, 33:18)
Речь идет о двояком зле: обмане в счете (когда человек отсчитывает деньги ближнему, вводя его при этом в заблуждение) и обмане в весе.
И тот, кто совершает эти деяния, полагает, что действия его ограничиваются лишь низшим, материальным миром, – но нет!
На самом деле все это непосредтгвенно касается и высших сфер, ибо затрагивает буквы Имени Вс-вышнего, благословен Он.
Ведь сказано (Теилим, 121:5): «Г-сподь – тень твоя по правую руку твою», – то есть Он подобен тени в том, что все, что делает человек внизу, влечет за собой соответствующее действие наверху, как во благо, так и наоборот.
Говорится в мидраше «Тана де-вей Элиягу» (200:15, Цав), что сказал доброй памяти пророк Элиягу: «Пришел один человек и сел напротив меня, и был он сведущ в Писании, но не сведущ в Мишне.
Сказал он мне: Рабби, однажды я продал гою четыре кура фиников [кур равен 30 сеа] и отмерил ему их в наполовину затемненном помещении, и сказал он мне: «[Лишь] тебе и Б-гу на Небесах известно, какой мерой отмеряешь ты мне товар».
Но при отмере я недодал ему три сеа фиников. Затем я взял с него деньги и купил на них кувшин масла. Поставил масло в то же место, где отмерял финики, но емкость разбилась, и масло пролилось наружу. Сказал я ему: «Благословен Вс-вышний, который творит суд беспристрастно».
https://silatehilim.com/цадиким-и-еврейская-психосоматика/