Вкус 7 плодов Израиля – вкус Кабалы
7 плодов Израиля по Кабале
1. Пшеница – חטה – гематрия = 22, как в слове טובה «доброта».
Упоминается в Танахе 29 раз.
«Пшеничный хлеб – это Хесед, и с помощью Хеседа Он насыщает плоть». (Биурей Агадот, Афикей Ям, Кидушин, 31б)
Качеству Хесед характерно стремление распространяться и влиять на окружающих, одаривать мир своим добром.
То же характерно и пшенице: ее зерна питают и поддерживают человека. Хесед, с помощью которого создавался этот мир, часто сравнивают со скелетом, несущей конструкцией нашего организма.
А пшеница – базовая еда человека, которая насыщает и поддерживает организм.
В современном иврите слово «пшеница» пишется חיטה «хита», а в Торе без буквы י «йуд» – вместо нее стоит огласовка «хирик», тоже обозначающая звук «и».
Буквы ח и י – составляют слово חי «хай» – (жизнь).
Но если слово חיטה (хита) теряет букву י – то пшеница сразу утрачивает связь с источником жизни – Вс-вышним.
Может, оттого, что пшеница ассоциируется с Древом Познания, из-за которого человек стал смертным, слово «жизнь» отсутствует в названии этого злака, являясь своего рода намеком на смерть, антонимом этого слова. Вот почему в наше время столько людей страдает от непереносимости пшеницы.
Кроме того, имеется заметное сходство между словами חיטה «пшеница» – (хита) и חטה «грех» (хет): греша, человек, как бы отрывается от источника жизни.
Во времена Машиаха, буквы ח и י вновь объединятся в слове חיטה (хита), возвращая Древу Жизни потерянную некогда ветвь.
Как только слово חי «жизнь» вернется в название пшеницы חיטה – все материальное и духовное содержание этого злака поднимется на новый уровень и достигнет совершенства. Пшеница, прежде олицетворявшая Древо Познания, превратится в плод Древа Жизни – подлинное материальное проявление Торы.
И неслучайно, что Машиах будет прямым потомком царя Давида, жившего когда-то в городе Бейт-Лехем (букв. «дом хлеба»). Даже эта деталь указывает на то, что конфликт человека и пшеницы не вечен. Придет время, и он будет улажен. В эти долгожданные времена пшеница станет свидетелем исправления натуры человека и полного раскрытия его потенциала. И тогда «в Земле Израиля на деревьях вновь будут расти сдобные булки». (Шабат 30б)
2. Ячмень – שעורה – гематрия = 575, как в слове «нихрета»: «Давай же заключим [союз]». (Берешит 31:44)
Упоминается в Танахе 36 раз.
«Ячмень связан с левой стороной. Поэтому «сота» приносит жертвоприношение, состоящее из ячменя, так как ячмень – символ всех гвурот». (Аризаль, Сефер hа-Ликутим, Экев 8)
Жертва, которую приносила в Торе «сота» (женщина, подозреваемая в супружеской измене) состояла из ячменя. «Она вела себя подобно животному, поэтому приносит в Храм пищу скота». (Сота 104а)
Это приношение ревности из-за того, что она нарушила союз с человеком, избравшим ее стать сосудом для своего мужа.
Ячмень олицетворяет Гвуру и связан со сфирой Гвура.
Это напоминает нам о том, что все в материальном мире имеет свои границы. Выходя замуж, женщина становится сосудом для духовного света, привносимого в мир ее мужем. В физическом плане женщина становится сосудом для семени своего мужа, помогая ему таким образом исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь».
Женщина связана с нижней из сфирот, Малхут, о которой сказано, что «она не имеет ничего своего», а является лишь сосудом для света всех остальных высших сфирот.
Боаз дал Рут 6 зерен ячменя, будучи представителем мужского начала сфиры Йесод, включающей в себя пять предыдущих сфирот, и эти 6 зерен символизировали 6 ее великих потомков, о которых она мечтала. Каждый из этих людей связан со сфирой Йесод, так как все они являются основой народа Израиля. Поэтому каждому из них было даровано по 6 благословений. Йесод включает в себя все благословения, также как шестой из патриархов Йосеф (тоже сфира Йесод), получил все благословения своего отца.
Слово ячмень на иврите «сеора» – שערה. При перестановки трех корневых букв мы получаем слово «раша» – רשע – (грешник). Вс-вышний это абсолютное добро – и ограничение и сокрытие Его света есть духовный источник зла. В силах человека использовать эти же буквы, чтобы создать духовные врата – «шаар» – שער – для тфилы, тшувы и цдаки. Так и омер из ячменя (связь с границей и мерой – «шиур») – приносился, намекая на тайну сфиры Гвура – чтобы человек переборол себя в дни счета Омера.
В иврите есть выражение «руах саара» – רוח שערה – (штормовой ветер). Это понятие противопоставлено «руах hа-кодеш» – רוח הקדש – Б-жественному духу.
Способность нашей души связана со сфирой Гвура, которая подобно штормовому ветру сметает все на пути, для нового. Руах hа-Кодеш – это благо Вс-вышнего, изливающегося на нижние миры, а Руах саара – это стремление человека к Б-жественному источнику.
3. Виноград – גפן – гематрия = 133, как в слове לנגן «музицировать». (Шмуэль 1,16:17)
Упоминается в Танахе 216 раз.
«На выжатый виноградный сок нельзя говорить браху Шеhаколь. Виноград изменил свой вид, чтобы прославить лозу, ибо это Тиферет, повелительница 6 направлений (6 сфирот)». (Сефер hакане, Иньян ират hа-маком)
Сфира Тиферет объединяет противоположности: широту Хеседа со сдержанностью Гвуры. Может, поэтому виноград тоже соединяет в себе противоположности: с одной стороны, он питает, а с другой – очищает наш организм. Гармония появляется в тот момент, когда Гвура несет в себе Хесед, а Хесед сдерживает себя с помощью Гвуры. Именно это равновесие сил называется Тиферет (красота) и отражает совершенство созданного Вс-вышним мира.
Сфира Тиферет связана с мышечной системой человеческого организма, а самой важной мышцей нашего тела является, конечно, сердце.
Кабалисты утверждают, что Тиферет располагается в сердце. (Раавад на Сефер Йецира 1:3)
Гроздь винограда по форме напоминает сердце, а каждая ягода похожа на эритроцит. Это согласуется с тем фактом, что вино и виноград укрепляют сердечно-сосудистую систему. Царь Давид сказал об этом в Теилим:
«Вино, радующее сердце». (Теилим104:15)
На арамейском языке «вино» – «хамар» – חמר – гематрия этого слова = 248, что равно количеству органов в теле человека. Отсюда мы видим, что вино проникает во все органы тела.
Если виноградная лоза – символ еврейского народа, то вино – символ Торы.
Гематрия слова «вино» на иврите – «яин» – יין = 70. Гематрия слова «сод» – тайна – также 70. Отсюда Хазаль делают вывод, что с помощью вина можно постичь тайны Торы.
4. Инжир – תאנים – гематрия 456, как в слове «меахузат» – (от владения). (Бемидбар 35:8)
Упоминается в Танахе 44 раза.
«Инжир берет свою силу от Нецах». (Аризаль, Сефер hа-Ликутим, Экев 8)
Смоковница связана со сфирой Нецах (вечность), что символизирует способность возобладать над смертью и тленом.
Именно поэтому во времена Храма для ритуального очищения человека, прикоснувшегося к умершему, красную телицу сжигали на древесине смоковницы. К тому же, древесина смоковницы горит, но не дымит, именно поэтому она была выбрана для сжиганий жертвоприношений в Храме.
Как известно, смерть пришла в мир после того, как Адам и Хава вкусили от Древа Познания. По одной из версий, плодом, который вкусили Адам и Хава был инжир: став причиной падения человечества, она стала и средством исправления греха – листья смоковницы послужили им одеянием: и физическим, и «одеянием» души.
Цветы смоковницы не видны глазу, потому что сам цветок находится не снаружи, а внутри плода – таким образом в инжире проявляется качество «цниют» (скромность).
5. Гранат – רימון – гематрия – 296, как в слове «hа-арец» – (эта земля).
Упоминается в Танахе 31 раз.
«Гематрия слова «римон» – רימון – с применением колеля = гематрии имени ангела Нуриэля נוריאל». (Аризаль, Сефер Ликутей Тора, Экев).
Имя ангела Нуриэль имеет такое же числовое значение, как слово «римон» = 296. Нуриэль – хранитель внутреннего огня. Это таинственный пятый ангел, помогающий людям балансировать между энергией Уриэля, Рафаэля, Гавриэля и Михаэля.
Если убрать 2 буквы טט (тет) из имени מטטרון – Метатрон (имя ангела, который вел еврейский народ во время Исхода), то в нем останутся буквы, составляющие слов «римон» רימון (гранат).
Гематрия двух букв טט (тет) = 18, что равно гематрии слова «хай» הי (жизнь). Таким образом, «римон» является сосудом, в который облекается жизненная энергия, олицетворенная двумя буквами טט (тет).
В книге пророка Йехезкеля сказано, что высшие ангелы называются хайот. Пророк описывает их, как находящихся в непрерывном движении вперед и назад. Слово רצוא – «рацо» (двигаться вперед, бежать) имеет такое же числовое значение – 296, как и слово «римон» (гранат), а движение вперед напоминает о благословении, данном Нафтали (быстроногая лань) в связи со сфирой Од. Движение вперед невозможно без возвращения к тем самым «речам прекрасным», которые свойственны Нафтали. Слово «вашов» («и возвращается», «и обратно») имеет такое же числовое значение, как Имя Б-га (Шадай) и Имя высшего из ангелов (Метатрон), чья гематрия равна 314 и совпадает с гематрией слов «римон» и «рацо» с добавлением к ним гематрии слова «хай». Стремление идеи вперед, без намерения вернуться, обречено на провал, потому что в нем отсутствует «хай» (жизнь).
Имя Б-га (Шадай) символизирует изобилие всевозможных благословений. Это имя является акронимом фразы «Шомер Длатот Исраэль» (Страж дверей Израиля). Под этим именем Вс-вышний подобен стражу: охраняет Израиль, отделяя то, что можно пропустить «сквозь врата», от того, что нельзя.
Имя Шадай можно также рассматривать и как аббревиатуру фразы «ми ше-амар ле-оламо дай» (сказавший своему миру: «Хватит»).
Принцип: «все хорошо в меру» – это действие сфиры Од.
Изобилие в гранате зернышек – символизирует щедрость на добрые дела и обилие заповедей. Поэтому на Рош hа-Шана – гранат занимает центральное место: чтобы наши заслуги были многочисленны, как зерна граната.
Гранат – символ молитв грешников: «молитва, на которой не присутствуют грешники народа Израиля, не может называться молитвой». И намек на это в одежде первосвященника – золотые колокольчики на нем чередуются с гранатами из нитей – наши молитвы будут услышаны, лишь когда грешники будут молиться со всеми.
Добрые дела тех людей, которые что-то хорошее с примесью личной выгоды – напоминают гранат, в котором сладкие зерна чередуются с горькой перегородкой.
Процесс обучения Кабале – называется прогулкой по Гранатовому саду, именно так называется книга Рамака «Пардес Римоним».
6. Олива – זית – гематрия = 407.
В Танахе упоминается 109 раз.
«Страна оливкового масла и меда. Йесод называется оливковым маслом». (Аризаль, Сефер hа-Ликутим, Экев 8)
«В страну пшеницы и ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатов, в страну масличных деревьев и меда» – в Торе перечисление 7 плодов Израиля прерывается словом «страна» и оно разделяет масличные деревья и финиковый мед от остальных плодов.
Как поясняет Р. Цадок hа-Коген из Люблина, причиной такого разделения является то, что оливковое масло (символизирующее сфиру Йесод) и мед (символизирующий сфиру Малхут) связаны между собой.
Именно поэтому все еврейские цари (Мальхут) были помазаны на царство оливковым маслом (Йесод).
Кроме того, и оливки, и финики непосредственно связаны с Землей Израиля, поскольку эти плоды попали в рацион наших предков только после того, как евреи вышли из Египта и поселились в Эрец-Исраэль. Эти два вида растений упоминаются отдельно, ибо они, образно говоря, дари евреям право на обладание землей.
Оливковое масло связано с мудростью, а Йесод (девятая из сфирот) получает исправление через сфиру Хохма (что означает «мудрость») и тоже является девятой сфирой, если считать от сфиры Малхут снизу – вверх. Йесод и Хохма обладают духовной связью, и этим объясняется тот факт, что размер маслины в материальном мире стал стандартной мерой, установленной еврейским законом – размер пищи, на который говорят браху – называется «ке-зайт» (как маслина). Маслины выбраны эталоном за свое сходство с душой и телом: как масло заключено внутри маслины, так и душа заключена внутри тела. Тело – (его атрибут забывчивость) – соответствует плоду оливы, а душа (ее свойство – память) – соответствует оливковому маслу. Цель приема пищи – возвысить душу – поэтому эталоном минимального количества еды стал размер маслины.
От ковчега до Меноры
«Голубь вернулся к нему вечером, держа в клюве свежесорванный масличный лист, и Ноах понял, что воды отступили с земли». (Берешит, 8:11)
Сорвав лист оливы, голубь хотел показать, что “он предпочтет есть пищу горькую как маслины, но из рук Вс-вышнего, нежели самые вкусные зерна из рук смертного”. (Перек Шира)
Оливковая ветвь, принесенная голубем, росла в саду Эдена.
Голубь принес ее, чтобы исцелить Ноаха от страшного кашля с кровавой мокротой, которым тот заболел оттого, что денно и нощно ухаживал за животными в ковчеге. (Атерет Йеошуа, Ноах)
Ноах выдавил масло из принесенных плодов и часть этого масла спрятал в кувшине, который потом передал своему сыну Шему, а тот в свою очередь передал драгоценный сосуд Аврааму. Из рук Авраама масло попало к его сыну Ицхаку, а тот передал это своему сыну Яакову. Накануне встречи с Эсавом, Яаков остался один, так как вернулся на берег реки Ябок за какими-то забытыми сосудами. Одним из кувшинов, ради которых Яаков рисковал жизнью, был как раз тот сосуд с драгоценным маслом, добытым Ноахом. Этим кувшином с маслом поочередно владели все семь патриархов народа Израиля, вплоть до царя Давида. Давид, бе –руах hа-кодеш, припрятал кувшин при закладке фундамента Иерусалимского храма, предвидя, что заветный сосуд с маслом понадобится еврейскому народу в будущем, когда произойдут события Хануки.
Именно этот кувшин нашли Маккавеи, освободив оскверненный Храм от греческого присутствия. И это было то самое масло, которое чудесным образом горело в хромовой Меноре в течение восьми дней. Побывав в руках у семи патриархов еврейского народа, масло впитало в себя особенности их служения Вс-вышнему и потому, как нельзя лучше, подходило для зажигания семи светильников Меноры. (Имрей Ноам)
7. Финики – תמרים – гематрия = 306, как в слове אשה – «иша» – женщина.
Упоминается в Танахе 36 раз.
«Малхут называется финиковой пальмой и тайна его (Малхут) в стихе: «Этот стан твой похож на пальму». (Аризаль, Сефер hа-Ликутим, Шофтим 4)
Финики связаны со сфирой Малхут.
Особенность сфиры Малхут состоит в том, что она принимает духовный свет всех остальных сфирот, синтезирует его и передает на другие духовные уровни.
Стремящаяся ввысь пальма тоже является своего рода проводником – она впитывает соки земли, превращает их в сладкие плоды и делится этой сладостью с человеком.
Как плоды финиковой пальмы, благодаря своей «клейкости», способны объединять ингредиенты в однородную массу, также и задача Царя – объединять свой народ. Финиковая пальма имеет один ствол и поэтому тоже символизирует единство.
Каббала учит нас, что сфира Малхут не имеет собственных характерных качеств.
Малхут – это прозрачный канал, который передает Б-жественную энергию в нижние миры. Такова и финиковая пальма: высокое сильное дерево с крепким прямым стволом и разветвленными корнями, уходящими глубоко в песчаную почву. Она словно соединяет небо и землю.
Каждой сфире соответствует определенный орган человеческого тела. Так Малхут ассоциируется сразу с несколькими органами: ртом, женским репродуктивным органом и ногами. (Ицхак Гинзбург «Основы каббалы, 10 сфирот»)
Таким образом, Малхут проявляется в человеческом теле в виде энергетического канала, проходящего через организм сверху вниз: рот – репродуктивная система (матка) – пищеварительная система (окончание толстого кишечника) – ноги.
«И сказал Он: Если будешь прислушиваться к гласу Господа, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и, соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я, Господь, — твой целитель;
И пришли они в Элим, где есть 12 родников и 70 финиковых пальм. Там расположились они станом у воды». (Шмот, 15:27).
В этом отрывке сначала Б-г обещает быть целителем человека, а затем Тора описывает место под названием Элим, где растут 70 пальм и бьют 12 родников. В чем связь между тем, что Вс-вышний – целитель, и тем, как выглядит оазис в Элиме?
Соседство этих двух деталей говорит о том, что целительная энергия Вс-вышнего проявляется через 70 финиковых пальм.
12 родников, которые питают влагой 70 пальм – символизируют 12 колен народа Израиля, которые, в свою очередь, получают жизненные силы от Вс-вышнего.
Название места, Элим, – это сокращение от имени Бога, Элоhим.
70 – важное число в еврейской традиции. Оно символизирует «семьдесят ликов Торы». Как 70 пальм питались от 12 родников – так и 70 народов будут нуждаться в народе Израиля (когда сам народ станет истинным сосудом для Б-жественной энергии).
70 пальм соответствуют 70 ангелам, окружающим престол славы Вс-вышнего. Каждый ангел покровительствует одному из 70 народов. Существует 70 видов финиковых пальм, и у каждого вида – свой вкус и свои отличительные особенности. Стих говорит о том, что 70 пальм берут свои жизненные силы от 12 родников, которые связаны с четырьмя станами Шхины. Ангелы, окружающие престол славы, сравниваются с финиковыми пальмами, ибо, как и пальмы, они стоят прямо и гордо перед престолом Вс-вышнего.
12 родников олицетворяют 12 колен Израиля, которые во время остановок в пустыне стояли четырьмя станами вокруг переносного Храма. От 12 сыновей Яакова, родоначальников колен, произошли 70 душ Израиля. (Рабейну Бахья, Шмот,15:27)
(Составлено по книге Рабанит Х.Б. Силгельбаум «7 плодов земли Израиля»)