Хасидут на Теилим 69 – Минха Шабата – Эт Рацон
Теилим 69:14
– «Ва-ани тфилати Леха А-дойной эт рацон Элоэhим бэ-ров хасдэха анэни бэ-эмэт ишэх» – (а я же молюсь Тебе, о Бог, во время благоволения, Б-г, по великому Своему милосердию ответь мне истиной Своего спасения).
Учат все Мекубалим, что Минха Шабата – очень важное время для молитвы – это «эт рацон» – время благоволения и особого расположения Небес. Объясняют мудрецы, что именно в Минху Элияhу а-Нави получил ответ на свою молитву, причем сразу:
«И было, в то время [когда в Храме] возносят послеполуденный дар: подошел Элияhу а-Нави, и сказал: Г-споди, Б-г Авраама, Ицхака и Исраэля! Да познают в сей день, что Ты – Б-г в Израэле, и (что) я, раб Твой, сделал все по слову Твоему! Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их». (Млахим 1, 18:36)
Риф (Рав Ицхак аль-Фаси) говорит, что Элияhу вообще не заслуживал ответа, поскольку он предлагал жертву за пределами Бейт а-Микдаша и его жертва приносилась, как «действия народов». Однако, поскольку он молился в Минху – его молитва была принята.
Само понятие «эт рацон» мы находим в пасуке Теилим, который произносится в Минху Шабата перед выносом Торы из Ковчега:
«Ва-ани тфилати Леха А-дойной эт рацон Элоэhим бэ-ров хасдэха анэни бэ-эмэт ишэх».
Как-то спросили ученики Рабби Менахема Менделя из Риманова:
«В Субботу, когда мы читаем послеполуденную молитву, почему мы произносим слова из псалма: «а я же молюсь Тебе, о Б-г, во время благоволения»?
Он ответил: «Потому что намерение Вс-вышнего создать этот мир на благо всех Б-жьих тварей уже существовало в Субботу после полудня, до первого дня творения.
Каждую Субботу, в то же самое время, это намерение проявляется снова и снова, и мы молимся, чтобы и на этот раз, в это время, когда Суббота близится к исходу, намерение Вс-вышнего оставалось неизменным».
Сила Молитва Минхи
У Святого Рабби Исраэля из Ружина был хасид, который жил от него очень далеко, и каждая поездка к Ребе была сопряжена для него с большими трудностями. Однажды хасид пожаловался об этом Ребе, и тот сказал ему: «Каждый раз, когда тебе что-либо от меня нужно, напиши квитл-записку, и прийди с ней к такому-то дому в твоём городе». Ребе подробно описал адрес и внешний вид дома. «Свой квитл брось внутрь дома через дверь, окно или даже просто в щель. Это тоже самое, как будто ты передал его мне».
Хасид так и стал делать. Каждый раз, когда он нуждался в благословении в каком-то деле или в спасении, он писал квитл, бросал его в тот дом, и благословение приходило. Хасид был очень доволен. Однажды, приехав в Ружин, он спросил Ребе, в чём тайна этого необычного дома. «Однажды в этот дом заходил Ребе Элимелех из Лиженска и молился там Минху», – был ответ.
(«Mi Yodea»; Мартин Бубер «Из книги Хасидские истории. Поздние учителя», «Братья», Р. Яаков Доктор)