Неспелые плоды – еврейские запреты наших бабушек
Яркое воспоминание детства – это, как забирались на деревья весной и поедали еще не созревшие плоды – самыми любимыми из которых, были зеленый миндаль, не дозревшая алча – аж до оскомины на зубах и, как потом доставалось за это от взрослых.
Понимали ли наши бабушки, что их запрет был вовсе не из-за банального расстройства кишечника, а имел под собой глубокий смысл?
Рабби Нахман из Бреслава раскрывает нам скрытый смысл этого запрета.
«Человек должен остерегаться и не есть неспелые фрукты. Это запрещено, как и запрещено рубить дерево, чья жизненная сила еще не иссякла. Указание на этот запрет встречаем у мудрецов, благословенна их память».
Запрещено также срывать плод до того, как он созрел, и употреблять такой плод в пищу. Неспелые плоды могут нанести серьезный вред душе человека, который их ест. Он может даже лишиться своей души. Причина запрета в том, что пока плод зреет, он обладает способностью притягивать к себе жизненные соки, которыми его питает дерево. Если плод срывают раньше времени, эта способность оборачивается против того, кто съедает незрелый плод.
Только спелые плоды, вдоволь впитавшие жизненную силу дерева и насытившиеся ею, могут напитать душу человека, а не наоборот, не дай Б-г.
Неспелый плод может вытянуть из души человека ее жизненную силу и, таким образом, навредить. Но если человек произносит над фруктом благословение, сосредоточивается на смысле произносимого и сердце его трепещет перед Небесами, тогда он будет спасен от негативного воздействия незрелого плода.
Люди, сильные духом, служащие Вс-вышнему с любовью и страхом, тоже могут извлечь из незрелого плода его жизненность и поддержать этим свое тело и душу, не навредив себе. Такой человек может найти в незрелых плодах и то, что сокрыто, включая великие тайны высшего порядка.
Но, главное, следует остерегаться, дабы не вкусить от неспелого плода, от высших тайн, недоступных пониманию.
Знайте, что нельзя есть даже пищу, приготовленную из незрелых плодов. Если те уже сорваны, можно отложить их, пока не дозреют. Представьте уставшего после трудной дороги человека, который тяжело дышит и вздыхает, пока не отдохнет. Так и с незрелыми плодами: надо дать им отдохнуть от пережитого потрясения, что их отделили от ветви раньше срока. Лишь после этого они могут быть разрешены в пищу. Но всё это – сокровенные тайны».
Принимая во внимание слова Рабби Нахмана, можно сказать, что черные маслины полезнее зеленых, так как зеленые – это те, которые были сорваны раньше времени. Если бы они остались на ветвях, то почернели бы. И все же, цвет маслин не является однозначным показателем их спелости: чаще всего они из зеленых превращаются в черные, но бывает, что они сохраняют первоначальный зеленый цвет, а бывает, что чернеют сразу, и затем, по мере созревания, цвет уже не меняется.
(Рабби Нахман из Бреслав, «Ликутей Моhаран»; Рабанит Х.Б. Сегельбаум «7 плодов земли Израиля»)