Завещание Рабби Йеуды а-Хасида из «Сефер Хасидим»
(с дополнительными предостережениями)
Особым приложением к книге «Сефер Хасидим» (Книга Благочестивых) – является «Завещание Раби Йеуды а-Хасида», включающее в себя 70 пунктов, относящихся к вопросам семьи, рождения, выбора имен для детей, смерти, частной собственности и других аспектов жизни.
Это завещание на протяжении веков не переставало удивлять мудрецов, поскольку предостережения равина не только не следовали из первоисточников, таких, как Талмуд или тайное учение, но иногда даже противоречили им. Некоторые его указания касались только конкретных городов Германии или только его потомков. Из-за особого уважения к Раби Йеуде а-Хасиду, среди мудрецов Европы во всех последующих поколениях было принято внимательно изучать завещание Раби Йеуды а-Хасида и считать его указания практической Алахой.
В любом случае следует отнестись к словам великого Раби с вниманием. Большие мудрецы говорили, что тот, кто шел по Завещанию Раби Йеуды а-Хасида – выигрывал (то есть поступал правильно).
[15 первых пунктов связаны с законами траура]
- Не следует строить самому дом из камня, а следует его купить. Нельзя в доме из камня жить тому, кто его построил, так как этот человек или кто-то из его детей может умереть. Лучше этот дом продать. Насчет деревянного дома есть сомнения.
- Не следует строить дом там, где раньше никогда не было домов. А если построили, то пусть в первый год в нем поживут другие люди.
- Не следует делать в доме баню, так как из-за этого дом может разрушиться. Но если это баня для общественного пользования, то можно.
- Не следует строить дом выше, чем синагога.
- Не следует полностью застраивать окно или дверной проем, чтобы человеку не навредили бесы, которые через них проходят. Надо оставить небольшую дырку.
- Не следует строить дом, и превращать в жилой дом Бейт Мидраш, так как он свят для Б-га.
- Не следует жениться на племяннице.
- Человеку не следует жениться на женщине с тем же именем, что и его мать, или на женщине, у отца которой тоже имя, что и у него. Если он уже женился, надо поменять имя, и, может быть, это поможет.
- Людям с одинаковым именем не следует женить своих детей с детьми друг друга.
- Не следует двум братьям жениться на двух сестрах.
- Не следует жениться на сестре умершей жены.
- Не следует двум братьям жениться на матери и дочери, а двум сестрам выходить замуж за отца и сына.
- Не следует женить своих детей дважды с детьми одного и того же человека.
- Не следует женить между собой сводных брата и сестру.
- Не следует женить обоих своих детей в один день. Иначе им не будет удачи.
- Если в Шабат сыграть свадьбу двум женихам в одной синагоге, то один из них обеднеет, или ему придется уехать, или он умрет.
- Не следует охотиться на оленя к свадьбе, так как олень к свадьбе приносит беду.
- Женатым братьям не следует жить в одном городе. Намек на это содержится в стихе: «Если жили братья вместе». (Дварим 25:5) – (речь идет о левиратном браке, потому что в него вступают, если братья жили в одном городе).
- Не следует жить в одном доме трем иди более главам семей (семьям). Иначе один из них обеднеет или умрет.
- Не следует назначать одного и того же человека сандаком на обрезание двух сыновей, за исключением случая, если первый из них уже умер.
- Не следует избегать близости с женой в ночь, когда она окунулась в микву.
- Тот, кто в шутку или для преувеличения сказал, что сделает что-либо, должен это исполнить, пока жив.
- Если человек вышел из дома, чтобы отправиться в путь, ему не следует возвращаться туда, чтобы забрать забытое. Он должен подойти к дому и попросить, чтобы ему вынесли то, что ему нужно.
- Не следует смазывать обувь в тот же день, когда человек планирует отправляться в путь.
- Не следует сидеть в телеге или на лошади, которые находятся на корабле. Некоторые считают, что не следует также сидеть на доске, которая торчит из корабля.
- Не следует резать уток в Шват. Некоторые не режут и в Тевет, но главное – не резать в Шват.
- Если утка, петух или другое животное перевернуло миску или другую посуду, надо его тут же зарезать.
- Корову, которая разом родила двух телят, курицу, которая снесла сразу два яйца и других животных, с которыми случается что-то противоречащее природе, надо сразу зарезать.
- Дерево, приносящее плоды дважды в год, надо немедленно срубить под корень.
- Не следует рубить плодоносное дерево.
- Не следует прятать урожай зерновых в закромах, чтобы дождаться, пока они подорожают. Если человек так сделает, понесет убытки.
- Не следует писать на книге «это моя собственность». Можно просто написать свое имя.
- В первый день нового месяца не стригутся, не бреются и не стригут ногти.
- Не следует разбивать печь и плиту, на которых готовят, чтобы воспользоваться местом, на котором они стояли. Каждый, кто так делает, подвергается опасности.
- Следует немедленно зарезать курицу, которая кукарекала, как петух. Необходимо устранять из дома все, что противоречит законам природы.
- Потомкам рабби Йеrуды не следует называть сына Йеrудой, или Шмуэлем. Раву не следует жить в городе Эдельбург, так как там он умрет в относительно молодом возрасте. Не следует когену или человеку с именем Эльазар жить в Регенсбурге. Не следует жить в Аугсбурге, что в Австрии, разве только человек будет выезжать оттуда каждый год на месяц. Когда женщина из его потоиков рожает, ей не следует сначала есть курицу. 52.Человеку не следует растить телят, родившихся от его животных.
- Не следует сажать курицу высиживать яйца, чтобы выросли цыплята. Не надо также давать курице самой садиться на яйца.
- Мужчине не следует отращивать чуб.
- Следует начинать грудное кормление младенца с левой груди.
- Человек, который живет в Швабии, не вырастит сыновей, которые удостоятся быть в Йешиве.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ К ЗАВЕЩАНИЮ
- Человек, у которого умерла жена, не должен вторично жениться на женщине с тем же именем. Женщина не должна выходить замуж за человека с тем же именем, что и у ее покойного мужа. Из этого не выйдет ничего хорошего, или один из них умрет.
- Его потомкам не следует называть детей в семье именами умерших детей. Не следует называть трех сыновей Аврагам, Ицхак и Яаков (или Моше), иначе один из них умрет, заболеет, онемеет, сойдет с ума или его постигнет какое-либо подобное бедствие.
- Если кто-то умирает долго и если он злодей, то не следует ничего ему говорить. Если он праведный человек и его смерть принесет огорчение другим, то надо разрешить ему умереть и сказать: «Пусть будет разрешено тебе умереть от меня и от всего мира».
- Один человек выпил воды в доме по соседству с домом умершего. Мудрец порицал его за это, и вскоре этот человек умер. Мудреца попросили объяснить, что произошло. Он сказал: «Я видел, как ангел смерти мыл свой нож в этой воде после смерти первого».
- Если человек живет в городе, в котором есть кладбище то, когда он попадет в другой город, где тоже есть кладбища пусть не идет туда молиться, чтобы не вызвать гнев мертвых его города, которые могут ему навредить.
- Нельзя пользоваться ножом или мечом, которым был убит еврей. Большая опасность будет для человека и для всей его семьи, если он получит пользу от этого предмета. Надо закопать этот нож или меч вместе с убитым.
- При переезде в другой дом не следует снимать со старой квартиры мезузу. Это опасно. 8. Не следует разводить в доме голубей, так как в доме, где их растят, либо умрут дети, либо их вообще не будет.
- Тот, кто переехал в другой дом, не должен возвращаться жить в старый дом раньше, чем через 7 полных лет после переезда.
- Не следует расставаться с человеком в слезах.
- Не следует делать кровопускание в месяцы Тамуз, Элуль и Шват. Это можно запомнить, как иврИтскую аббревиатуру по первым буквам (ТААШ) или по последним (ЗАЛАТ).
- Человеку, который произносит «атават халом» (обращение сна к добру), чтобы исправить дурной сон, не отвечают в конце стихом: «Иди ешь в радости хлеб свой»,так как первые буквы слов этого стиха складываются в слово «авель» – «скорбящий».
- Жители города, в котором базарным днем является вторник, бедны, а если этот день суббота – богаты (имеется ввиду нееврейский рынок).
- Потомкам автора не следует покупать зерно, чтобы заработать на нем, так как это приведет к убыткам.
- Вот благоприятные числа еврейского месяца для поездок или переезда в другой дом: 2, 4, 9, 11, 15, 16, 19, 21, 27, и 29. Лучше остерегаться делать это 1, 3 и 25 числа.
(Составлено по книге «Сефер Хасидим» Рабби Йеуды а-Хасида под редакцией Яакова Ратнера)