Еврейская алхимия или Рефуа Шлема через золото – серебро – медь
При строительстве Храма и переносного святилища Мишкан использовались три основных металла – золото, серебро и медь:
– «И вот возношение, какое вам брать у них: золото, и серебро, и медь». (Шмот 25:3)
Многие из великих мудрецов Торы, (среди них Рош, «Игерет а-тиюль» – брат Маараля из Праги, «Тора ле-Шма», «Эса Эйнай») комментируя этот пасук, объясняют внутренний смысл выражения, в котором три металла – золото, серебро и медь отождествляются с тремя уровнями состояния здоровья (или болезни) человека, и с тремя уровнями благотворительности – Цдаки, мицвы, посредством которой, больной взывает к Б-жественному милосердию, чтобы излечиться.
Название каждого из металла расшифровывается как акроним:
– Золото – זהב – זה הנותן בריא
«заhав – зэ hа-нотен бари» – (золото – этот дающий здоров);
– Серебро – כספ – כשיש סכנת פחד
«кесев – кше-йеш саканат пахад» – (серебро – когда угрожает опасность);
– Медь – נחשת – נתינת חולה שאמר תנו
«нехошет – нетинат холе ше-амар тну» – (медь – дар больного, говорящего: дайте).
«Дающий золото» – исправляет три поведенческие качества души (Нецах – hод – Йесод), исцеляя те болезни, которые относятся к соответствующим им физиологическим системам в организме.
Такие действия относятся к добрым делам и милосердию, которые, по словам мудрецов, являются главными плодами жизни человека (нецах – hод – йесод) – это «дети» души).
Дети человека, как в физическом плане (реальные дети, а также ученики и приблизившиеся к учению), а также в плане духовном (заповеди и добрые поступки) – это настоящее золото человека.
Когда человек всегда стремится «давать золото» – изо всех сил старается помогать другим – он всегда будет здоров (заhав – этот дающий здоров). «Давать золото» фактически является профилактикой всех недугов.
«Дающий серебро» – исправляет этим три эмоциональные свойства души (Хесед – Гвура – Тиферет), исцеляя те болезни, которые относятся к соответствующим физиологическим системам в организме.
Позитивные эмоции – это серебро, особенно – чувство любви к ближнему, оно, согласно Кабале, – является «серебром».
Если человек болен, это значит, что доступ к «золоту» (возможность своими действиями произвести на свет плоды) ограничен, и он должен посвятить себя в данный момент «дарованию серебра».
Это значит, что он болен не тяжело. Он должен пытаться пробуждать в сердце своем любовь к другим людям и выражать это в своих молитвах.
Мудрецы учат, что, когда человек молится о ближнем своем, Вс-вышний отвечает ему в первую очередь и дает ему то, в чем он сам нуждается. Человек отдает «серебро», когда «стоит перед опасностью», т.е. в ситуации, когда его состояние здоровья пошатнулось, и болезнь пробуждает в его сердце страх смерти. Позитивные эмоции в отношении окружающих, создают вокруг него положительную атмосферу и, тем самым, спасают его от постоянного ощущения угрозы для жизни.
«Дающий медь» – исправляет этим три интеллектуальные силы души (Хохма – Бина – Даат) и исцеляются болезни, связанные с соответствующими им физиологическими системами.
Позитивные и здоровые мысли – это «медь».
Когда человек болен, и даже необходимые силы, чтобы пробудить эмоции в сердце (серебро) в нем отсутствуют, человек должен сосредоточить все свои мысли на Вс-вышнем и на том, как Он следит за всеми своими творениями. Мысленно человек отдает Вс-вышнему всего себя, говоря всем окружающим, т.е. обращаясь к ним искренне и открыто, с намерением побудить также их полностью отдать себя в руки Вс-вышнего: «Дайте [всё]».
Как объясняет Мишна (Пеа 3:7) – главным признаком «подношения на смертном одре» – является передача всего имущества человека без остатка.
«Дающий медь» сосредотачивает все свое внимание на медном змее, которого изготовил Моше по велению Вс-вышнего. Он всматривается вверх, в Небеса, и ощущает Б-жественное Провидение источником своей болезни, а значит, в конечном итоге, это для его же пользы.
С помощью чистых мыслей, человек возвышает и возвращает все Вс-вышнему. Этот поступок более всего остального пробуждает великое и бесконечное милосердие к нему Вс-вышнего, который чудесным образом ниспосылает ему исцеление. На «чудесное исцеление» указывают слова: «изготовь себе змея и установи его на шест (нес)» и Хазаль указывают, что это слово «нес», хотя на уровне «пшат» подразумевает высокую жердь, но также обозначает чудо, которое при этом присутствовало, а именно: «и водрузил его на «нес» означает, что он подкинул его в воздух, и он сам занял свой пьедестал».
Чистые мысли, сосредоточенные единственно на Б-ге, спасают человека от безумия, которое угрожает ему от яда змеи.
(Рав Ицхак Гинзбург «Тело, Разум и Душа»)