Тана Рабби Элазар бен Арах
Место захоронения – Альма, Рейхания;
Йорцайт – 15 Ияр.
Рабан Йоханан бен Закай говорил:
“Если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов, а Элиэзер бен Гирканос на другой, то он перетянет всех.
Но Абба Шауль передает это изречение так: если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов [и Элиэзер бен Гирканос с ними], а на другой чаше будет Элазар бен Арах, то он перетянет всех”.
Жена и цена одиночества
“Пока был жив Раббан Йоханан бен Закай, его ученики пребывали подле него, а когда почил, пошли в Явне, а Рабби Элазар бен Арах пошел в Эмаус, место, где много доброй воды и красиво весьма. Ожидал, что они придут к нему, и не пришли. Ввиду того, что не пришли, решил пойти к ним, но не позволила ему жена.
Сказала ему: Кто кому нужен?
Он ответил: Они нуждаются во мне.
Сказала ему: Сума и мыши. Каково обыкновение, сума придет к мышам или мыши к суме?
Послушал ее. И так пребывал, пока не позабыл все свое учение.
По прошествии времени пришли к нему и спросили: Пшеничный хлеб или ячменный хлеб, когда едят возлежа, и едят ли его обмакивая….?
И не знал, что ответить. Забыл учение”.
Дело в том, что далекий северный Эмаус, он же Хамат Гадер, город благополучный и сытый, славный своими целебными горячими источниками.
Жена Рабби Элазара предложила ему что-то вроде притчи о суме с мукой и мышах, желающих муки.
Остроумная женщина сравнивает учеников с мышами и достигает в своей шутке изощренной игры слов. Эмаус, город неиссякаемых источников, называется на иврите Хамат (Гадер), и это название (хамат) созвучно суме из мышиной притчи. Так город, в котором пребывает мудрец, превращается в источник пропитания и предмет вожделения учеников: нужно лишь немного обождать и они придут.
Совет жены оказался пагубным для мужчины. Ожидание мудреца в ожидание прихода учеников оказывается для него губительным – он забывает свое учение. Оказавшись вдали от собратьев, мудрец перестает участвовать в диалогах и интеллектуальных поединках и теряет свою ученую память.
Вспомним также, что он не колодец, в котором по капельке собиралась вода – учения былых поколений. Оказавшись в уединении, без споров и и диалогов – его ум ослаб.
Через какое-то время, «мыши» все-таки пришли к корзине, но она оказалась пуста.
Рабби Элазар бен Арах оказался там [то есть в Эмаусе, называемом Диомесет] и, пребывая там, забыл свое учение. А когда вернулся, взошел и читал из свитка [Торы] и, когда достиг стиха: «И месяц этот вам…» (Исх 12:2), то прочел: «И онемело их сердце…». Молились о нем мудрецы, и вспомнил свое учение. (Рав Реувен Кипервассер)
Сгула для Парнасы
Гаон Рав Янив Ассури – Рош Йешива “Йодей Бина” учит, что Кевер Рабби Элазар бен Арах – сгула для молитв за Парнасу – так как Рабби Элазар бен Арах был беден, но все силы отдавал Торе.
Сгула для Рефуа Шлема
Рабби Мордахай Элияhу (зхутам таген алейну) посоветовал одному еврею, который пришел к нему за помощью от болезни (опухоль на голове) поехать на Кевер Рабби Элазар бен Арах, собрать песок “холь” с 4 пинот (углов) его Цийона (можно в мешочек) и положить на больное место на голове, и это определенно мерапе (лечит).
Объяснил он, что Рабби Элазар был очень бедным, и, когда он учил Тору – у него не было даже крошки хлеба и он ел песок от голода. И тогда Голос с Небес провозгласил: ты ешь песок – этот песок будет лечением для людей.
Потрясающее место по своей духовности и, пожалуй одно из немногих, где в больших чанах с оливковым маслом принято зажигать свечи за живых, желая Йешуот и Брахот.
Пусть Зхут великого Цадика хранит Ам Исраэль!