Место пещеры – Цфат – на склоне горы Метцуда, над кварталом художников
Меарат Шем ве-Эвер – это пещера в Цфате, которую Шем и Эвер использовали для обучения Торе, здесь также Кевер Ребе Доса бен Урканос.
Пещера Шема и Эвер расположена в центре Цфата прямо над кварталом художников на склоне горы Метцуда, в нескольких минутах ходьбы от Старого города.
Эта большая двойная пещера исторически почиталась евреями, мусульманами и христианами.
Их погребальная пещера в Цфате примечательна тем, что, согласно традиции, именно в ней патриарх Яаков передал своему сыну Иосефу тайны Торы, которые сам узнал от Шема и Эвера.
Все наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков — учились в Йешиве Шема и Эвера. Это была самая первая Йешива на свете.
Шем — один из трех сыновей Ноаха. Ноах родился в 56 году второго тысячелетия,
Шем – его внук – родился 502 годами позже, в 1558 году.
Он умер, когда Яакову было 50 лет, в 2158 году.
После потопа отец дал ему благословение: «Пусть Б-г пребывает в шатрах (Шема)».
Это значит, что через Шема должна была передаваться людям Б-жественная мудрость.
Он был специально выделен для того, чтобы сохранить и передать потомкам знание о Едином и Единственном Творце, Создавшем этот мир, так как народы мира постепенно превращались в язычников, поклонявшихся различными предметам или природным явлениям, развивалось множество разнообразных культов.
Эвер был правнуком Шема. Он родился в 1923—1837 году. Его отцом был Шелах.
Он умер в 2197 году, когда Яакову было 79 лет.
В Мидраше сказано: «Тогда Он избрал двух выдающихся личностей, вышедших из отчего дома (без сомнения Мидраш, выбирая это выражение, хочет подчеркнуть, что Шем и Эвер были прямыми потомками Ноаха, главного действующего лица истории после потопа, единственно способного передать мудрость, исходящую от первого человека), которые беспрестанно предостерегали человечество».
Есть предположение, что Шем и Эвер участвовали в погребении Авраама. Существует мнение, что Яаков долго соблюдал траур после смерти Эвера.
В Мидраше рассказывается, что Яаков учился в Йешиве Шема и Эвера 14 лет, после того как оставил дом своих родителей.
Но не он был первым учеником в этом учебном заведении. У Шема и Эвера учился и Авраам. Когда Творец показал Аврааму знаменитую книгу «Сефер Йецира», с помощью которой Он создал мир, то Авраам ничего не смог понять, читая ее. Тогда голос с Небес сказал ему:
— Ты хочешь думать, что твой ум подобен Моему? Ты не сможешь тут ничего понять в одиночку, иди к Шему и Эверу.
В Мидраше есть объяснение, что через 3 года, проведенных в ешиве, Авраам понял глубину этой книги.
Шем и Эвер создали еврейский суд. Одно из юридических решений, принятых им, применяется по сегодняшний день. Это суд Шема запретил внесупружеские связи.
Рассерженный Эсав все-таки не решился убить своего брата Яакова, так как побоялся, что суд Шема и Эвера спросит с него за это преступление.
А это значит, что Эсав боялся не зря, за убийство его могли приговорить к смертной казни.
Именно сюда, в суд Шема и Эвера пришла за советом Ривка, чтобы понять, что происходит с нею.
Ведь ее дети (будущие Эсав и Яаков) уже во время беременности проявили свои склонности. Один, стремясь к постижению мудрости Всевышнего, толкался и хотел выйти, когда она проходила мимо Бейт а-Мидраша Шема и Эвера, другой же рвался к языческим идолам.
В Торе сказано, что Ривка пошла «посоветоваться с Б-гом».
Наши мудрецы, объясняя значение этой фразы, говорят, что она пошла к Шему и Эверу, которые предсказали ей происхождение двух совершенно разных народов от ее будущих сыновей.
В Торе сказано, что Яаков дал Йосефу «полосатую» одежду, знаменитую «ктонет пасим».
В Мидраше объяснено, что эта фраза намекает на тот факт, что Яаков передал сыну все знания, полученные у Шема и Эвера.
Мидраш говорит, что пока Шем и Эвер прятались у себя в Йешиве, в то время Авраам шел к людям и распространял истину. В самом тексте Торы можно прочесть о причине избрания Авраама: «Так как Я знаю, что он сумеет вложить знания в детей». Эта фраза заставляет думать, что Шем и Эвер не занимались широким распространением знаний, воспитывая лишь своих детей.
Рабби Досса бен Урканос
Внутри пещеры находится ряд могил, некоторые из которых исторически относились к разным Танаимам.
По свидетельству святого Ари, единственный Тана, погребенный в этой пещере, — это
Рабби Досса бен Урканос.
Пусть Зхут Цадиким хранят наш народ!