Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 2 Кислева: главы 10-17

Кевер: Хаим из Воложин – Рабби Хаим бен Ицхак из Воложин

Рабби Хаим бен Рабби Ицхак из Воложина (1749-

Йорцайт – 14 Сивана

Место захоронения – Воложин, Белоруссия

Рабби Хаим из Воложина – выдающийся цадик, литовский раввин, крупнейший авторитет своего времени. Ближайший сподвижник и ученик Виленского Гаона. Родился в 1749 году в местечке Воложин, в Виленской губернии. Прославился, как основатель и руководитель крупнейшей Йешивы — Воложинской (1803 год), «прародительницы» всех последующих ашкеназских Йешив, в том числе современных. Занимал посты главного Равина сначала в Вилькомире, затем в Воложине.

Он считался признанным авторитетом по всем вопросам, касающимся российского еврейства. С ним советовались все Равы поколения, к нему обращались за помощью из других стран, важность его роли бесспорного руководителя признавалась даже царской администрацией. Народ его любил.

Многие приезжали в Воложин, чтобы «увидеть два чуда» — Йешиву и ее Равина. Влияние Рабби Хаима на евреев было удивительным — особенно на литовских. В споре между хасидами и их противниками он занимал антихасидскую позицию, но и здесь сумел проявить мягкость своей замечательной души, никогда не выходя за рамки спора.

В его Йешиве учились дети из хасидских семей, которые возвращались домой, отнюдь не изменив убеждениям, полученным в детстве. Рабби Хаим учил их Торе, а не «переучивал в другое направление».

Рассказывают, что он ездил специально в Минск, где встречался с одним из хасидских лидеров, Раби Шнеуром Залманом. Там оба великих учителя признали, что в прошлом каждая из сторон не всегда вела себя по отношению к оппонентам справедливо. В том, что сегодня оба направления — литовское и хасидское — мирно уживаются друг с другом, большая заслуга Рабби Хаима из Воложина.

Лимуд

Рабби Хаим в «Нефеш hа-Хаим» приводит мидраш, где образно объясняется, как построена душа человека. Человек имеет 5 душ:  Нефеш – Руах – Нешама – Хайя  – Йехида.                      Но только 3 первые рассматриваются в контексте мидраша. Представим себе стеклодува, который через длинную трубку, вдыхая воздух, вдувает его через трубку в стекло и придает стеклу форму. Говорит мидраш – вот также сотворен человек.

Нешама – от слова «нешима» (вдох) – от «линшом» – Б-г, как будто, «ношем» (как стеклодув набирает воздух).

Руах – то, что он пропускает через трубку.

Нефеш – это та часть души, что попадает внутрь стекла и, в соответствии с тем, как он ее туда вдувает – приобретает соответствующую форму – форму человека. Эта душа и определяет форму человека.

Маараль из Праги говорит, что «Паним – лашон пним» – (лицо отражает внутреннюю суть человека). Нефеш – от слова «ваинафаш» (остановился) – место остановки. Нефеш – внутри нас – регулирует всю нашу жизнедеятельность человека: кровообращение, пищеварение, наши способности слышать и видеть. Говорить – это компетенция Руах. А Нешама – она не внутри нас – она у Создателя (только у Адама hа-Ришона были все виды души внутри). Нешама может быть ближе или дальше, в зависимости от заслуг. Когда евреи получали Тору – их головы светились – это Нешама была над ними. После греха золотого тельца, они лишились её близости. Каждая душа связана с 10 сфирот. Карет – отсечение души – это отсечение Руах от Нефеш. Но Ашем, по Своему милосердию, не полностью отсекает последнюю сфиру (Малхут) у Руах от первой (Кетер) у Нефеш – они остаются связанными тонкой ниточкой. И это спасает человека, и через эту ниточку человек может сделать тшуву. Все нарушения, связанные с телом – заслуживают карет и касаются Нефеш. Есть нарушения, не связанные с телом (хоть и не менее страшные), но которые не наказываются карет, например лашон а-ра, здесь ущерб наносится Руах. (По уроку Рава Бенциона Меламеда «Томер Двора»)

Все основано на Торе

В юности он учился у великого «Шаагат Арье», который в то время был Равом города, а затем переехал в Вильно, где поставил себя в тень Гаон ми-Вильно, к которому он питал огромное уважение, и от которого он узнал большую часть своей Торы. После смерти Гаона Раввин Хаим основал воложинскую Йешиву «Эц Хаим», где с необыкновенным усердием обучались сотни студентов, составившие основу для расцвета Торы и Рабанута на протяжении поколений. Любовь к Торе горела огнем в его костях и воспламеняла всех окружающих. Рабби Хаим пропагандировал среди своих учеников принцип «истины без малейшего сомнения» до такой степени, что «если бы весь мир от одного конца до другого оказался лишенным хотя бы на одно мгновение нашего изучения Торы, все миры немедленно быть уничтоженным и вернуться в хаос»! Он добавил, что то, как «направляется Творение и насколько божественное влияние проникает в него изо дня в день, все зависит от изучения Торы. В зависимости от изучения Торы изобилие всего мира будет увеличиваться или ослабляться». Именно поэтому на протяжении всех лет существования Йешивы существовали «охранники» студентов, изучавших Тору непрерывно в любое время суток, во все дни недели. Они следили за тем, чтобы голос Торы не прерывался ни на мгновение. Сам Рабби Хаим ходил среди тех, кто учился, и присматривал за ними даже в ночные часы. В конце Йом Кипура, когда все ели и пили, Рабби Хаим сам изучал Тору, опасаясь, что не останется никого, кто поддержал бы мир в такое время.  

Сипурей Цадиким

В чем сила

Это случилось в войну 1812 года. Командир французского отряда спросил Рабби Хаима из Воложина: каков будет исход похода? И тот ответил ему притчей, намекая на разноплеменный состав наполеоновской армии. «Богатый магнат ехал однажды в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина: «В чем сила твоих лошадей»?  Тот сказал ему: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все они разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребеночком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом. Потому-то мы и проехали по трясине, а вы завязли».  

Завещание

Однажды один из знатных владельцев области оставил своим трём сыновьям причудливое завещание. Лошадей, которые он им оставил в наследство, следовало распределить следующим образом: первый получит половину, второй – треть, а последний – девятую часть, при условии, что лошадь не будет разделена надвое. Растерянность была велика; так как отец оставил семнадцать лошадей, мы не знали, как их разделить, соблюдая его условия. Братья произвели расчет и пришли к выводу, что решения нет и что проблему следует представить раввину Ицхаку, лидеру общины Воложина, известному своей проницательностью. Они выбрали одного из них, чтобы послать за советом. Рабби Хаим в то время был маленьким ребенком, и когда он увидел, что никто не предлагает решения, он предложил помощь. «Если вы дадите мне лошадь из вашего личного наследия, — сказал он хозяину, — я решу проблему». Когда лошадь оказалась во владении ребенка, он прибавил ее к семнадцати лошадям наследства и начал раздавать. Половина восемнадцати, то есть девять, первая часть. Треть от общего числа, то есть шесть – вторая. И девятая часть – две лошади, всего семнадцать, столько лошадей оставил им отец. Лишнюю лошадь он вернул хозяину. — Вот что имел в виду твой отец, — победным тоном заявил ребенок.  

У ворот Ган Эдэна

Однажды ночью, когда Рош-Йешива Рав Хаим прогуливался по коридорам Йешивы, произошло нечто необычайное, которое содержит в себе очень глубокий урок.  Один из студентов Йешивы заболел. Поскольку ему требовалось лечение, он собрал вещи и вернулся к родителям. В дороге его сопровождал один из его друзей из Йешивы. К вечеру они прибыли в деревню, где решили переночевать в местной гостинице. Утром трактирщик сказал им, сколько они должны заплатить. Больной пересчитал деньги и увидел, что ему не хватает несколько монет. Трактирщик заявил, что доверяет ему, что при случае даст ему эту небольшую сумму. Оттуда они продолжили путь к дому родителей пациента. Там друг расстался с больным, пожелав ему скорейшего и полного выздоровления. Прежде чем они расстались, больной вспомнил о долге и дал своему другу сумму в семь монет, попросив его, чтобы на обратном пути в Йешиву он не забыл заплатить трактирщику. Тот пообещал и они расстались. Тем временем болезнь обострилась, и больной мальчик умер. Когда печальная новость дошла до Йешивы, они произнесли его похоронную речь и оплакивали его. Через несколько дней после похорон Рош-Йешивы Рав Хаим проходил среди студентов, учившихся около полуночи в зале Йешивы, подбадривая их, и вдруг увидел умершего мальчика, идущего ему навстречу. Он не испугался, а сразу же обратился к нему, чтобы спросить: «Что по поводу суда высшего». Покойный открыл рот и сообщил ему, что, когда он предстал перед Небесным Трибуналом, там начали взвешивать его достоинства и недостатки. Оказалось, что он чист от всех грехов, потому что страдания, пережитые им во время болезни, очистили его душу, так что ему предстояло вернуться в Ган Эдэн. Когда он подошел к воротам Ган Эдэна, сатан встал, чтобы заблокировать ему вход. Он заявил, что парень совершил кражу! — «Вы покинули этот мир, задолжав трактирщику семь монет». И хотя в этом не было его вины, поскольку он отдал всю сумму своему другу для погашения этого долга, деньги трактирщик все равно не получил. Это обвинение заинтересовало Небесный суд, и после долгих обсуждений было решено, что, с одной стороны, покойный вообще не виновен, так как он сделал все, что мог, чтобы вернуть долг, но тем не менее трактирщик не получил должного. И парню в порядке исключения разрешили вернуться в этот мир и показаться Рош-Йешиве и попросить его решить вопрос о погашении долга. Рош-Йешива выслушала все подробности истории и пообещала мальчику организовать погашение долга, поэтому он исчез. Рабби Хаим тут же позвонил другу покойного, который подтвердил, что он действительно получил семь монет в счет погашения долга, но, к своему великому сожалению, совершенно забыл. На следующий день мальчик отправился к трактирщику, чтобы отдать долг, из-за которого его друг не смог войти в Ган Эдэн.  

 

Сгула Эйн Од Милвадо

https://silatehilim.com/эйн-од-милвадо-или-сгула-нефила-раби-х/

Пусть зхут великого Цадика хранит Ам Исраэль!

(https://dailyzohar.com/tzadikim/25-Rabbi-Chaim-of-Volozhin, https://hevratpinto.org/tsadikim_n/rabbi_haim_de_volojine.html)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications