Кевер Тана Рабби Тарфон
Место захоронения – Кадита (шоссе 89 Мерон – Цфат, между 47 и 48 км).
Сгула молиться о Парнасе и Коль Йешуот.
Рабби Тарфон
Рабби Тарфон был Танаем 3-го поколения.
Он родился еще до разрушения Второго Храма и посещал его много раз.
Его цитируют 49 раз в Мишне, в основном в спорах с Рабби Акивой. Рабби Тарфон был Коэном и имел большое богатство. Он гордился тем, что выполнил заповедь почитания своей матери.
Мать Рабби Тарфона тяжело болела, у нее даже не было сил, чтобы самой встать с кровати. Рабби Тарфон не позволял никому помогать своей матери – он с удовольствием ухаживал за ней сам. Каждый раз, когда старушка хотела встать, Рабби Тарфон сам подбегал к ней и становился на четвереньки, чтобы она могла спуститься. Мать ставила ногу на его спину, как на ступеньку, и сходила с постели. Если же ей хотелось опять лечь, Рабби Тарфон подходил к ней и сгибался, чтобы она могла подняться на кровать. Так он поступал день за днем.
Однажды его мать гуляла в саду в Шабат, и ее сандалия порвалась. Рабби Тарфон не смог принести другую обувь, из-за боязни нарушения Шабата. Вместо этого, он подложил сначала одну руку под ее ногу, затем вторую – под другую и так, попеременно менял их, пока она не дошла до дома.
Когда Рабби Тарфон заболел и его посетили Мудрецы, его мать рассказала им эту историю, попросив их, помолиться за ее сына, который чтит ее гораздо больше, чем необходимо. Мудрецы не были впечатлены ее рассказом и сказали, что даже если бы он делал это тысячи раз, он не достиг бы половины того, что требует Тора от человека по отношению к матери.
Однажды мудрецы объявили пост во время голода в городе Лод. Когда до полудня начался дождь, Рабби Тарфон велел народу пойти есть, пить и праздновать. Они так и сделали, и вечером все собрались, чтобы публично прочитать полный Аллель.
Также, есть предание, что во время голода он заключил обручение с 300 женщинами для того, чтобы они могли в качестве жен священника пользоваться хлебным приношением Трума, предназначенным только для Коэнов и их домочадцев. (Tocефот, Кетуба V, 1)
Ежегодно во время пасхальной агады, во всех еврейских семьях произносится имя Рабби Торфуна наряду с Рабби Акивой и другими мудрецами, проводившими Песах в Бней Бараке.
Однажды на Небесах против Рабби Тарфона было выдвинуто обвинение: недостаточно дает на добрые дела, не в соответствии со своим высоким духовным уровнем и богатством. Раби Акива пошел его выручать и говорит: «Рабби, я бы хотел приобрести для тебя один или два города». А тот был так богат, что предложение звучало вполне реально. Он согласился, дал Рабби Акиве право осуществить вместо него сделку и кучу золотых динаров на приобретение. А Рабби Акива все деньги раздал бедным. Через несколько дней встретились, и Рабби Тарфон спрашивает: «Ну, где города, что купил для меня? Можешь
на карте показать, где они»?
Рабби Акива взял его за руку, привел в дом учения, взял Сефер Теилим, и они вместе стали читать, пока не дошли до слов: «Щедро оделял и давал бедным, праведность пребывает вечно, рог его вознесется с честью» (112:9).
И тогда Рабби Акива сказал: «Этот тебе я купил».
Рабби Тарфон встал, поцеловал его в голову и воскликнул: «Ты мой учитель и мой полководец».
А потом дал ему еще денег, чтобы он раздавал.
То, что он назвал Рабби Акиву своим учителем, понятно – это признание его ума, понимания Торы и способности передавать свои идеи.
А вот слово «полководец» требует разъяснения.
Рабби Тарфон хотел сказать, что в этом мире Рабби Акива
был настоящим лидером. Полководец ведет солдат по территории, по которой они предпочли бы не идти.
И только завершив поход, они понимают, зачем для победы им пришлось через это пройти.
Рабби Тарфон предпочел бы избежать пожертвования таких сумм, но Рабби Акива его победил. А когда мицва была выполнена, Рабби Тарфон сумел оценить высоту, на которую вывел его Рабби Акива.
Хафец Хаим (зц’л) объясняет, что Рабби Акива не обманывал его, когда сказал о приобретении городов.
Небесная недвижимость, которую приобретают пожертвованиями, тоже называется «город».
Как его «маклер», Рабби Акива помог ему приобрести бесценные и прекрасные небесные города, от которых у Рабби Тарфона всегда будет ключ. (Масехет Кала (1:2)