Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Сара Имейну
Только 4 женщины названы праматерями: Сара, Ривка, Рахель и Лея. (Брахот 16b)
Поначалу Сара была принцессой для своего народа, затем она стала принцессой для всего мира. (Брахот 13а)
Авраам и Сара были новообращенными (герами). (Бемидбар Рабба 8:9). Все новообращенные и богобоязненные люди в мире произошли от тех, кто пил молоко Сары Имейну. (Психта Раббати 42:23)
Буква «йуд», которую Ашем приказал убрать из имени Сарай, стояла и плакала много лет, пока Йеошуа бин Нун не пришёл и Господь не добавил её в его имя. (Санхедрин 107а)
Буква «Йуд», чьё числовое значение = 10, была разделена попалам – одна половина была дана Саре, а другая половина была дана Авраму, чтобы он звался Авраам. (Йерушалаим, Санедрин 2:6)
Все годы Сары прошли в радости и веселье. (Леках Тов, Берешит 23:1).
37 лет со дня рождения Ицхака до того момента, когда он был привязан к алтарю, были «годами жизни Сары». (Берешит 23:1, Зоар 1:123а)
Авимелех проклял Сару, и проклятие было исполнено в её потомках, как написано: «Вот тебе покрывало для очей». (Бытие 20:16)
Он сказал ей: «Раз ты скрыла то, что Авраам твой муж и причинила мне столько горя, пусть у тебя будут сыновья и глаза их будут закрыты, что и произошло с её сыном, как написано: «Ицхак состарился и притупилось его зрение». (Бава Камма 93а)
Авимелех дал ей королевское облачение и сделал её благородной женщиной, чтобы ни один мужчина к ней не подступился. Все слышали, что она Королева и боялись ее. (Танхума, Вайера 27)
Авраам сказал: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом».(Берешит 12:11) Отсюда мы узнаем, что до того он не знал красоты своей жены, что нормально для других мужей. (Эц Йосеф, Танхума Лех Леха 5)
Известны 7 пророчиц по Торе: Сара, Мириам, Двора, Хана, Авигаиль, Хульда и Эстер. (Мегила 14а)
Второе имя Сары – Иска. Почему её звали Иска? От слова «глядеть» – она могла видеть вещи, благодаря Руах а-Кодеш. (Мегила 14а)
Ни с одной, женщиной в Торе, кроме, как с Сарой Вс-вышний напрямую не говорил. (Йерушальми, Сота 7:1)
Вс-вышний обращался ко всем праведницам через ангела, но к Саре он обращался напрямую. (Леках Тов, Берешит 23:1)
В возрасте 100 – лет она была, как двадцатилетняя, то есть без грехов, заслуживающих небесной кары, потому что с 20-ти лет человек становится субъектом небесной кары. (Берешит Раба 58:1)
Гимн «Эшет Хаиль» – был сказан Царем Шломо о Саре Имейну от «алеф» до «тав». (Шохер Тов 112:1)
Праматерь Сара была очень скромной. (Мециа 87а)
Патриарх Авраам приводил людей под крыло Б-жественного Присутствия, обращал их в веру Единного Б-га.
Сара делала то же самое. Он – мужчин, она – женщина. (Авот Д’Рабби Натан 12:8)
Он – мужчин, она – женщина. (Зоар 1:102b)
(Tazadikim.com)
Хаей Сара
«И жизнь Сары будет сто двадцать лет и семь; годы жизни Сары». (Хаей Сара)
Раббейну Моше Альшейх, один из ведущих Мекубалим Цфата, спрашивает, почему продолжительность жизни Сары Имейну упоминается дважды?
Гемара говорит, что Авраам Авину женился на Саре Имейну, когда она была очень молода. Когда она родила Ицхака Авину, ей было 90, а Аврааму Авину было 100. Он был на 10 лет старше ее. Когда они оба полностью признали Творца, Авраам Авину было 48 лет, а Саре Имейну было 38 лет.
На Небесах только праведные годы жизни человека называются «живыми». Годы, которые человек жил без Торы, называются в Шамаиме «неживыми».
Пример: человек делает Тшуву в возрасте 52-х лет и уходит в 66 лет. В Шамаиме его годы составляют 14 «живых» лет. Основаясь на Тшуве, его судят за 52 «неживых» года.
«И жизнь Сары будет» ויהיו – гематрия 37.
127 лет Сары Имейну были засчитаны в Шамаим полными 127 «живыми» годами. 37 «неживых» лет перед тем, как сделать Тшуву, были объединены с 90 «живыми».
Причина, по которой продолжительность жизни Сары Имену повторяется дважды, состоит в том, что существует два вида «живых». Первым «живым» является количество, а второе – качество. Как сказано: «כי בי ירבו ימיך Ибо у меня ваши дни будут увеличены» – это качество и «ויוסיפו לך שנות חיים», а годы вашей жизни будут длинными »- количество.
Вот почему возраст Сары Имену упоминается дважды и говорит שני, חיי שרה (во-вторых, продолжительность жизни Сары). Ее Тшува была полной, и поэтому она заслуживала того, чтобы иметь оба вида «живых»; количества и качества. И через Тшуву она усовершенствовала свои «живые» годы и заслужила 37 «неживых» лет, считающихся «живыми».
(Сефер «Derushim on the Torah» Bereshit, Бен Иш Хай)
Гильгулим
Аризаль (зхуто таген алейну) раскрывает гильгуль Сары Имейну.
Сара, Хана, Шунамитянка и женщина из города Церфата – все они были гилгулем одной души.
У Сары в доме было тройное благословение, связанное с тремя заповедями: отделение халы, зажигание свечей и выполнение законов ниды. Но мудрецы добавляют, что Сара не до конца исправила все эти заповеди, поэтому пришли три другие праведницы и закончили начатое Сарой.
Хана исправила ниду,
Шунамитянка – свечи,
Церфатиянка – халы.
И как еще одну общую параллель между этими женщинами комментаторы приводят тот факт, что у всех них были чудеса и сложности с рождением детей.
Сара родила в возрасте девяносто лет, Хана была бездетна девятнадцать лет, а у женщин из Шунема и Церфата были чудеса с воскрешением из мертвых их сыновей.
Инструменты доступности