Радбаз – Рабби Давид бен Шломо ибн Зимра (1479-1573) – учитель Аризаля
Йорцайт – 21 Хешвана;
Место захоронения – Цфат;
Радбаз был глава раввинского суда и руководитель еврейской общины Египта, автор респонсов “Радбаз” и “Диврей Давид”. Ему было 13 лет, когда его родители, изгнанные из Испании, поселились в Цфате, где он учился под руководством Рабби Йоси Сарагосси.
Учеником Радбаза был Рабби Бецалель Ашкенази, автор “Шита мекубецет” – комментариев на Талмуд и Ари а-Кадош, который учился в его каирской Йешиве.
В возрасте 32-х лет он по неизвестной причине покинул Йерусалим и приехал в Фес, Марокко. Он стал членом раввинского суда при Нагид Ицхак а-Коэн Шолал. Позже он отправился в Египет, где после недолгого пребывания в Александрии, наконец, поселился в Каире, где стал главным раввином Египта и занимал этот пост в течение 40 лет.
Радбаз был человеком независимым. Он был успешным купцом с деловыми связями в других странах, как и некоторые из венецианских купцов его времени. Он накопил значительное состояние, которое щедро раздал бедным. Его святые качества и необычайная ученость понравились всем. Он имел огромное влияние не только среди своего народа, но и в высших сферах египетского правительства.
Радбаз внес несколько изменений.
Он восстановил древний обычай – во время молитвы в синагоге – Хазан должен повторять вслух Амиду после того, как прихожане помолились сами шепотом.
Он заменил гражданский календарь, который использовался среди египетских и вавилонских евреев со времен Второго Храма.
Радбаз вновь ввел обычай отсчета лет от сотворения мира, который уже широко использовался евреями в большинстве других стран и используется всеми сегодня.
Радбаз занимал видное место среди великих Поским всех времен. Будучи признанным ведущим авторитетом в алахе, раввины и общины издалека обращались к нему с вопросами и проблемами. Таким образом, он написал более 3000 респонсов (алахических решений), большинство из которых в конечном итоге было собрано и опубликовано – «Шаалот и Тешувот» (вопросы и ответы).
Он также является автором многих других работ, таких как «Келалей агмара» («Принципы Гмары»), «Диврей Давид» («Слова Давида»), «Йекар Тиферет» («Честь славы»), Ор Кадмон (Первородный свет), Мецудат Давид (Крепость Давида) – где раскрывает кабалистический смысл 613 заповедей, Маген Давид (Щит Давида) – раскрывает тайны, связанные с буквами еврейского алфавита, Мигдаль Давид (Башня Давида) – кабалистический комментарий на Шир а-Ширим и т.д.
В возрасте 90 лет Радбаз оставляет свой пост в Каире и переезжает в Йерусалим.
Еврейская община в Йерусалиме в то время жила в тяжелых экономических условиях, осложненных высокими налогами. Арабский правитель города был обложил Радбаза высокими налогами, желая получить значительные богатства, которые он привез с собой из Египта. Достопочтенный мудрец не мог оставаться в Йерусалиме, и перебрался в Цфат, который в то время был центром великих талмудистов и каббалистов, в том числе Рабби Йосефа Каро.
Здесь, на Святой Земле, Радбаз провел последние 20 лет своей жизни.
Он поднялся в Небесную Йешиву в 1589 году в необыкновенном возрасте 110 лет и был похоронен в Цфате.
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!