Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Моше бен Махир – «Модэ ани лефанеха»
Место захоронения – Эйн Зейтим
Рабби Моше бен Махир или Моше бен Йегуда а-Махири – автор первой молитвы дня – знаменитой молитвы «Модэ ани лефанеха».
Он был одним из великих Цадиким Цфата, живших около 400 лет назад.
Его хавер был Рабби Шмуэль де-Узеда, автора «Мидраш Шмуэль» на Пиркей Авот.
Эйн Зейтим
В своей книге «Хахмей а-Сфарадим бе-Эрец Исраэль» (сефардские мудрецы в Земле Израиля), Рав Шрага Вайс рассказывает, что Аризаль особенно любил Эйн-Зейтим, и обычно он ходил туда, чтобы помолиться на могиле Танна Рабби Йегуды бар Илай.
В Сефер а-Харедим, в главе, посвященной мицвот, связанным с землей Израиля, сказано, что у жителей Эйн-Зейтим был обычай читать «Шир Йедидот» Рабби Иегуды Галеви, который начинается словами: «Святая земля будет называться благосклонной… умоляя Б-га не изгонять их» из этого святого места, наполненного древней славой, где евреи изливались в молитве на протяжении сотен лет.
Йешива
Рав Моше бен Махир построил здесь Йешиву, которая очень быстро завоевала большую репутацию в диаспоре.
Йешива основывалась на 10 правилах.
Одно правило устанавливало смены, чтобы Тора изучалась в Йешиве в любое время дня и ночи. Другое указание на регулярное посещение могилы раввина Иуды бар Илая для молитвы «за весь Израиль».
Йешива располагалась в Эйн-Зейтим, начиная с 1582 года и переехал в Цфат после того, как ей угрожала «банда ишмаилитов» в 1601 году.
Там же он написал свою работу «Седер а-Йом».
На форзаце первого издания мы читаем:
«Работа, озаглавленная «Седер а-Йом»: изысканное объяснение молитв в соответствии с четырьмя видами мудрости, известными под аббревиатурой ПАРДЕС. Написано человеком Б-га, мудрым и благочестивым, Равом Моше бен Махир из Цфата».
Книга показывает каждому еврею, как организовать свой день в соответствии с путями Торы и страхом перед Б-дом.
Он предназначен для всех слоев населения и касается, в частности, течения дня, с утра до вечера, в течение недели, а также в Шаббат, Рош Ходеш и в праздничные дни.
Рабби Моше бен Махир писал во введении:
«Вот почему каждый человек должен подталкивать себя, день и ночь, во все времена и в каждое мгновение, чтобы не терять ни единого мгновения времени на суету и прелести этого мира.
С того времени, как он встает утром, и до того, как он ложится спать ночью, человек должен распоряжаться своим временем таким образом, чтобы он стремился только к исполнению воли Б-га. Что касается его собственных желаний, то они должны быть такими же, как у Неба: правильными и чистыми».
«Вот почему я почувствовал необходимость — я, Моше, сын Йегуды из рода Махир, — написать эту книгу, которую я назвал «Седер а-Йом» [буквально «Порядок дня»), потому что в ней я имею дело с тем, как человек должен управлять своими днями и ночами, своими субботами и праздниками в течение всего года — будь то дома или вдали — когда ложится спать и когда встает».
«Седер а-Йом» распространился по всей диаспоре, и его цитировали все поским предыдущих поколений, занимавшиеся законами, касающимися повседневной жизни. Рабби Моше бен Махир дал существенные обещания всем, кто изучал его книгу и следовал ее советам в повседневной жизни:
«Я уверен, что, приняв такой распорядок дня, человек будет любим Б-гом и людьми. Он преуспеет во всем, за что берется, будет вести себя безукоризненно, достигнет преклонного возраста, увидит детей и внуков, ему удастся исполнить волю Б-га. Это правильный путь для всех».
Впервые он был напечатан в 1599 году в Венеции. Это источник многих ныне практикуемых обычаев, включая молитву «Модэ Ани».
Кевер
Кевер Рабби Моше Бен Махир представляет собой пещеру из двух узких проходов, ведущую к Микве, вода в которой из святого источника.
В эту Микву приходили окунуться большие Мекубалим, сегодня в нее окунаются (пройдя через узкие проходы – см. на фото) Йешиботники.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
https://www.hevratpinto.org/tzadikim_eng/102_rabbi_moshe_ben_machir.html
Инструменты доступности