Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Меир бен Гедалья – Маhарам ми-Люблин (1558–1616)
Йорцайт –
Место захоронения – Люблин, Польша
Рабби Меир бен Гедалья из Люблина был крупной фигурой в Золотой век изучения Торы в Польше во второй половине 16-го века. Он родился в Люблине и был учеником Рабби Шалома Шахны; он также учился у Ицхака а-Когена Шапиро из Кракова, на дочери которого он женился. В 1582 году он основал Йешиву в Люблине, а пять лет спустя стал раввином и главой Йешивы в Кракове. В 1595 году он переехал во Львов, где служил даяном (раввинским судьей) и главой Йешивы.
Овдовев в 1604 году, раввин Меир женился на дочери Пинхаса а-Когена из Фульды. В 1611 году во Львове вспыхнул юридический спор между Маhарамом и Рабби Йеошуа а-Когеном (Фальком) по поводу так называемого «развода в Вене». В результате Маhарам вернулся в Люблин, где служил раввином. Он свободно говорил по-польски и, согласно некоторым источникам, занимался ростовщичеством.
«Маhарам из Люблина» — это также название первой из его семи книг (совместно названных «Семь свечей»), «Манхир энэ хахамим» (1618). Она содержит 140 респонсов, отражающих социальную и экономическую жизнь польских евреев. Евреи из таких отдаленных мест, как Россия, Италия и Турция, также обращались к нему за советом. Он выступал против чрезмерного доверия к Шулхан Арух и призывал разъяснять каждое алахическое постановление на основе его источника в Талмуде.
Вторая книга Маhарама «Меир ‘эне хахамим» была опубликована в Венеции в 1619 году. Она содержит новаторские постановления и толкования галахических разделов Талмуда, а также комментариев Раши и Тосафот.
Считавшийся очень важным «Меир ‘эне хахамим» впоследствии был включен в большинство печатных изданий Талмуда, появляясь в конце каждого трактата вместе с толкованиями его современников Шмуэля Эдельса (Маарши) и Шломо а-Лурии (Мааршаля).
На своих уроках для своих учеников Маhарам излагал талмудические тексты, используя подход здравого смысла. Напротив, в своих трудах он делал свои толкования краткими, чтобы ученики могли понять глубину и полный смысл пшата (буквального значения), без пилпуля (диалектического рассуждения).
(https://encyclopedia.yivo.org/article/1206)
Инструменты доступности