Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 2 Кислева: главы 10-17

Кевер: Имайот

Кевер Имайот – праматерей Бильги и Зильпы, а также Йохевед, Ципоры, Элишевы, Авигайль

Зильпа и Бильга

«И дал Лаван Рахели, дочери своей, свою рабыню Бильгу в служанки» (29:29).

Тора весьма скупо пишет о двух «младших» женах Яакова. На протяжении этого и последующих разделов, повествующих о жизни Яакова и его семьи, они остаются в тени, являясь, по существу, пассивными объектами замыслов и действий своих хозяек и их сыновей. Почти все, что мы о них знаем, почерпнуто из мидрашей и комментариев мудрецов. Попробуем собрать воедино хотя бы некоторые сведения.

Мидраш сообщает, что Бильга и Зильпа были дочерьми Дворы, кормилицы матери Яакова Ривки. Дворе посвящен всего один стих в Пятикнижии, в следующем разделе «Ваишлах», рассказывающем о возвращении Яакова в Эрец-Исраэль после пребывания у Лавана: «И умерла Двора, кормилица Ривки, и была погребена ниже Бейт-Эля под дубом; и назвал его Яаков «Дуб плача» (35:8). Поскольку слово «плач» употреблен во множественном числе: «алон-бахут», комментаторы делают вывод, что Яаков «плакал» не только по Дворе, но и по умершей вместе с ней Ривке.

Мужем Дворы и отцом Бильги и Зильпы был Ахоса. В молодости он попал в плен во время войны, но Лаван выкупил его и женил на своей служанке Дворе.

Пока Рахель и Лея были живы, Шехина (Б-жественное присутствие) не покидала их шатры. После смерти Рахели Шехина переместилась в шатер ее служанки Бильги и оставалась там, как сказано в каббалистической книге «Зоар», все годы ее жизни.

Из Торы мы узнаем, что после смерти Рахели Яаков перенес свое ложе в шатер Бильги, потому что у нее находилась Шехина, а не в шатер своей старшей жены Леи.

В «Зоаре» отмечается, что Реувен проявил крайнее неуважение к отцу и Б-гу, когда демонстративно лег на постель Бильги, стремясь защитить семейную честь своей матери Леи. Именно так надо понимать стих из раздела «Ваишлах»: «Пошел Реувен и лег с Бильгой, наложницей отца своего…» (35:22) – лег не с ней, а на ее постель.

Но ведь в том же «Зоаре» сказано, что Шехина переместилась к Бильге только после смерти обеих жен – Рахели и Леи. А ведь Лея была еще жива в приведенном эпизоде. Возможно, автор «Зоара» имел в виду, что Лея умерла сразу вслед за Рахелью, и это значит, что Реувен взбунтовался по другой причине.

Из мидраша мы узнаем также, что Йосеф, сын Рахели, был очень привязан к Бильге. Открывшись своим братьям в Египте, он послал отцу десять ослов, груженных богатыми дарами (помимо десяти ослов с продовольствием). Причем пять из этих десяти ослов, предназначались Бильге, которая заменила ему мать после безвременной кончины Рахели.

Бильга продолжала служить Яакову и в Египте. Когда он заболел, именно Бильга передала Йосефу тревожную весть: «И было: после этих событий сказали Йосефу: Вот, отец твой болен…» (48:1).

Из «Таргум Йонатан» мы узнаем также, что Бильга была послана братьями к Йосефу после смерти Яакова с деликатным поручением. «И велели они (ей) сказать Йосефу: «Отец твой завещал перед смертью: «Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих и грехи их, хотя они сделали тебе зло (продали в рабство)…» (50:16-17). На самом деле, Яаков не оставлял такого завещания. Но братья и Бильга пошли на обман, боясь мести Йосефа за прошлое.

Таковы довольно скупые сведения о Бильге. Про Зильпу, служанку Леи, мы знаем и того меньше. Известно только, что Лея дала ее в жены Яакову после того, как она сама перестала рожать, произведя на свет Реувена, Шимона, Леви и Иегуду, а прежде бесплодная Рахель отправила к их общему мужу свою служанку Бильгу, родившую Дана и Нафтали.

Дело не в конкуренции. Лея узнала по пророческим каналам, что у Яакова будут двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и четыре жены. Четвертой как раз и стала Зильпа («Мидраш а-гадоль»).

Еще одна черта. Описывая рождение сыновей Яакова, Тора неизменно упоминает беременность их матерей: «ва-тагар…» – и зачала. Только о Гаде и Ашере, родившихся у Зильпы, не сказано «ва-тагар». Это потому, объясняется в сборнике мидрашей «Берешит раба», что Зильпа была тогда совсем юной девушкой, и ее беременность почти не была заметна.

Йохевед
Йохевед входила в число 70 душ, спустившихся в Египет. Она буквально родилась между стен города.  Тора упоминает о ней также в главе Пинхас (Бэмидбар 26:59), называя ее женой Амрама и дочерью Леви.

Йохевед – мать Аарона и Мириям. Родила Моше Рабейну в 130 лет. Тора называет Йохевед “наставницей еврейских повитух”.

Незадолго до рождения Моше фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных мальчиков. Йохевед, удалось прятать сына дома в течение трех месяцев. Затем, не имея более такой возможности, она оставила ребенка в корзине в зарослях тростника на берегу Нила. Там его нашла дочь фараона, придя туда на купание. По совету сестры Моше, Мирьям, издали наблюдавшей за происходящим, дочь фараона согласилась позвать кормилицу из евреев. Мирьям позвала Йохевед, и Моше кормила его собственная мать. Он рос в доме родителей, пока не был отнят от груди.

Йохевед  дала сыну имя — Йекутиэль, означающее «Моя надежда — на Б-га» (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 166; Седер адорот). Пророческий смысл этого имени заключался в том, что родившемуся ребенку предстояла вселить надежду на Б-га в сердца евреев, задавленных бедами и страданиями (Ваикра раба 1:3).

 

Элишева, дочь Аминадава

Сестра главы колена Йеуды и жена первосвященника, она была самой знатной из еврейских женщин в те времена. Но не в этом было ее главное достоинство…
Отец ее, Аминадав, был одним из самых уважаемых людей в поколении Исхода. Ее брат Нахшон до сих пор считается символом самоотверженной веры и решительности – это именно он первым прыгнул в еще не расступившиеся воды Красного моря и пошел вперед, и тем прекратил панику среди евреев. Ее муж Аарон, “любящий мир и стремящийся к миру”, был, как никто, любим в народе.

Согласно Мидрашу, Элишева была, как и ее свекровь Йохевед и золовка Мирьям, акушеркой, спасавшей еврейских младенцев от фараона. Она тоже отказалась бросать малышей в Нил и подвергала опасности свою жизнь, помогая их прятать.

Наши мудрецы говорят, что ее четверых сыновей, Надава, Авиу, Элазара и Итамара, дал Элишеве Вс-вышний, благодаря ее праведности и благородному происхождению. Все четверо выросли праведниками, и сердце матери радовалось, когда всех четверых помазали на священничество.
Но ее радость в один день превратилась в горе. Было это на восьмой день освящения Храма, во время церемонии жертвоприношения. Двое ее старших сыновей, Надав и Авиу, работали вместе с отцом, помогая ему приносить жертвы. Двое же младших, Элазар и Итамар, должны были выполнять другие работы.
Элишева смотрела на церемонию, и сердце ее было полно радости за свою семью и за весь народ Израиля.
И вот, когда Аарон уже приготовился принести очередную жертву, Надав и Авиу, воспламененные торжественностью момента, схватили лопатки для воскурений и принесли на жертвенник огонь, о котором Вс-вышний не приказывал.
Элишева видела, как в ответ на это с небес спустился огонь и сжег ее сыновей.
Наши мудрецы поясняют, что Надав и Авиу так жестоко поплатились за свой поступок, потому что были праведниками высочайшего уровня, а с таких и спрашивается по иной мерке…
По другой версии, они принесли свой огонь на жертвенник, ибо стремились таким образом приблизиться к Вс-вышнему. Они так стремились к Нему, что их души просто вырвались из тел…
Ни Элишева, ни Аарон ни словом не упрекнули Вс-вышнего. Они мужественно приняли приговор. Аарон не мог даже предаться трауру: он должен был завершить церемонию. На место погибших старших братьев рядом с отцом встали Элазар и Итамар. Надава и Авиу похоронили дальние родственники, Мишаэль и Элицафан, которые не были священниками.
Элишева была полна веры во Вс-вышнего и знала, что причина смерти ее сыновей – в их праведности.
Мудрецы видят в Элишеве пример того, как в нашем мире перемешано добро и зло, радость и горе. Самый счастливый день в ее жизни и жизни всего народа превратился в день величайшего горя.

Наши мудрецы приводят брак Аарона и Элишевы в качестве примера правильного брака: “Всегда старайтесь породниться с хорошей семьей. Ведь Моше женился на дочери языческого священника, и его внук стал язычником. А Аарон женился на дочери Аминадава, и его внук Пинхас стал радетелем Вс-вышнего”.

Еще один факт наши мудрецы приводят в пример правильного выбора спутницы жизни. В Торе сказано, что Аарон взял в жены “сестру Нахшона”. Тем самым Тора намекает нам, что, выбирая невесту, нужно обращать внимание на ее братьев, ибо ее сыновья станут похожими на них.
Наконец, Аарон и Элишева ввели обычай называть детей именами предков: их сын Надав назван в честь деда, Аминадава, а имя Авиу означает “он мой отец” – то есть дед по отцу.
Ципора
Ципора и Батья были реинкарнацией сестер-близнецов Эвеля, которого убил Каин, завидуя из-за них брату. Когда ангелы выступили перед Вс-вышним с обвинением против человека («Что человек, что Ты вспомнишь о нем, и сын Адамов, что о нем упомянешь?»), Б-г ответил им, что если бы они сами жили на земле, то неизвестно, смогли бы справиться со злым началом. Тогда ангелы попросили: «Проверь нас, Г-споди, испытай».
Тотчас же ангелы спустились на землю и увидели сестер-близнецов Эвеля («увидели сыны великих дочерей Адамовых, ибо красивы они»). Дурное начало возобладало над ними, и они решили взять женщин себе. Но те сказали ангелам: «Что будет, если мы понесем от вас, а вы снова подниметесь в небеса и исчезнете? Научите нас прежде произносить Имя Вс-вышнего, чтобы и мы могли подняться вслед за вами». Ангелы открыли женщинам Имя Вс-вышнего, и те немедля поднялись в небеса и укрылись у Престола Славы.
Сестры оставались там, пока в мир не пришли Итро и Фараон.
Когда настало время, Всевышний сделал одну из них дочерью фараона – Батьей, которая вырастила Моше, а другую – дочерью Итро, Ципорой, ставшей женой Моше. Корах и его товарищи утверждали, что, со смертью Эвеля, Каин должен был взять себе в жены вдову брата или освободить ее от этой связи (т. е. исполнить обряд «халица»).
А пока он не сделал ни того, ни другого, вдова запрещена для других мужчин подобно замужней женщине. На это Моше ответил им: «Будь на мне вина, я не удостоился бы получить Тору, и Б-г не наградил бы меня особенным сиянием. К тому же Каин не мог жениться на вдове брата, потому что сам его и убил».

Мидраш рассказывает , как уже у колодца Моше увидел, насколько Ципора красива и праведна, и попросил ее руки. Но она ответила: это не так просто. У отца в саду воткнут в землю чудесный посох, созданный еще при Сотворении мира и переданный во владение Адаму. Он переходил из поколения в поколение, был у Авраама, Ицхака и Яакова, а от Яакова перешел к его сыну Йосефу. После смерти Йосефа (который к тому времени был вторым человеком в Египте) его забрал фараон, а Итро, бывший тогда одним из главных его советников, увидел посох и украдкой забрал. После того, как он воткнул посох в землю у себя в саду, его невозможно было вытащить. И когда к Ципоре начали свататься, Итро решил, что отдаст ее только тому, кто вытащит этот посох. Но до сих пор это никому не удавалось. Пришел Моше в сад Итро и легко вытащил посох. Итро поразился и сразу понял: наверное, это и есть человек, которому суждено вывести евреев из Египта. Но и испугался — погибнет много египтян, страна будет разорена, хорошо ли это? По другим версиям, Итро также побоялся, что, поскольку Моше беглец, за ним могут прийти египтяне или жители Эфиопии, а тогда и его самого накажут за укрывательство. Поэтому он заточил Моше в темницу и оставил там на много лет.

Но Ципора, которая была впечатлена благородством Моше и полюбила его, подумала: как я могу спасти этого праведника? И нашла способ. Сказала отцу: жены у тебя нет, а дочерей семь. Пусть шестеро пасут овец, а я буду домохозяйкой. И в течение всех этих лет она тайно носила Моше еду со стола отца. А под конец напомнила отцу о Моше, убедила, что теперь опасаться уже нечего — за ним так и не пришли, и предложила выяснить, что же с ним случилось. Проверили — оказалось, что он выжил. Это убедило Итро в великой праведности Моше и в том, что с ним Б-г. Поэтому он уже с радостью отдал ему в жены Ципору.

Авигаль 

В пору, когда Давид и его люди, вынужденные скрываться от Шауля, голодали, Давид отправил к Навалю посланцев с предложением – они будут охранять его поля и стада в обмен на еду.

В ответ Наваль отказал Давиду в этой просьбе, грубо оскорбив его и его посланцев. Он не предложил стоявшим перед ним голодным юношам даже куска хлеба. “Кто такой Давид, чтобы приказывать мне!? И я не нуждаюсь в охране!” – заявил он.

Давид был так разгневан поведением Наваля, что решил убить его и всю его семью. Он взял с собой четыреста юношей и отправился к дому Наваля.

Слуги Наваля первыми узнали об опасности. Они понимали, что говорить с хозяином бесполезно – он в своей гордыне не в состоянии оценить опасность. Они обратились к его жене, Авигаль. Они рассказали о том, как к ее мужу пришли посланцы Давида, благословили его и предложили взаимовыгодную сделку, и как Наваль грубо оскорбил их. Они подтвердили, что еще до разговора с Навалем люди Давида защищали их от многочисленных в те времена грабителей и что в их силах причинить им вред.

Авигаль сразу поняла, что ее семье угрожает реальная опасность. Не теряя времени, она начала действовать. Не сказав ничего мужу, Авигаль взяла хлеба, вина, мяса, изюма, инжира и, нагрузив ослов всем этим добром, отправила Давиду.

И сама она тоже отправилась ему навстречу. Авигаль пала в ноги Давиду и стала молить о пощаде. Она назвала Давида господином и поклялась, что ничего не знала о разговоре мужа с его посланцами. Она назвала мужа негодяем, а его слова – гадостью. Она попросила Давида предотвратить кровопролитие и предсказала ему царствование. Она пообещала также, что если он оставит ее мужа и других своих врагов в живых, Вс-вышний сам воздаст им.

Завершая свои слова, Авигаль сказала: “И воздаст тебе Вс-вышний по делам твоим, и вспомнишь рабу свою”. Наши мудрецы видят в этих словах завуалированную просьбу взять ее в жены.

Давид дает себя уговорить. Он очарован прелестями Авигаль. Он отказывается от намерения убить Наваля и его домашних. “Благословен Вс-вышний, который послал тебя мне навстречу, – говорит он Авигаль. – Будь же благословенна!”

Вернувшись домой, Авигаль обнаружила, что ее муж, пожалевший кусок хлеба для голодных, устроил большой пир в честь завершения стрижки овец и напился пьяным. Когда он протрезвел, Авигаль рассказала ему обо всем произошедшем. Навалю стало так жалко подаренной Давиду еды, что его хватил паралич, и через несколько дней он умер.

Узнав о смерти Наваля, Давид отправил к Авигаль посланцев просить ее руки. Авигаль немедленно согласилась и поспешила к Давиду вместе с его посланцами.

Давид приходился Навалю дальним родственником. Некоторые комментаторы считают, что этот брак был исполнением заповеди ибум, когда берут в жены вдову ближайшего родственника по мужской линии, не оставившего наследников. Подтверждает это мнение тот факт, что в Торе Авигаль называется “женой Наваля” даже после того, как вышла замуж за Давида.

С тех пор Авигаль делила с Давидом и радость, и горе. После смерти Шауля она вместе с Давидом пришла в Хеврон, бывший тогда столицей и здесь родила ему сына.

Комментаторы говорят, что Давид испытывал к Авигаль особые чувства. Раби Шмуэль говорит, что он был благодарен ей за то, что она отговорила его от кровопролития, которое стало бы его несмываемым грехом. Мидраш утверждает, что после смерти она удостоилась в раю места рядом с праведницами.

(по статье Рава Нахум Пурер, по Книге “Аават Хаим”, Бемидбар)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications