Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Йохай – отец Тана а-Кадош – Рашби.
В книге «Нахлат Авот» сказано, что Йохай был из колена Йеуды и был одним из величайших представителей поколения, богатым, уважаемым и близким к царству.
Жена Йохая Сара была из колена Гиллеля.
Сара была бесплодна и не имела сыновей. Когда Йохай увидел, что прошло много лет, а она так и не родила, он задумался о разводе. Когда об этом стало известно Саре, жене его, она ничего не сказала ему, но продолжала поститься, подавать милостыню и с сокрушенным сердцем молиться перед Богом со слезами, чтобы спастись от развода. И Б-г услышал голос ее молитвы.
Это было в ночь на Рош а-Шана, Йохай увидел во сне, как он стоял в большом лесу среди тысяч и тысяч деревьев – некоторые из них были живыми, приносящими плоды, а некоторые – сухими. А он, Йохай, прислонился к сухому дереву. Йохай поднял глаза и увидел человека, вид которого был очень ужасен, и по подобию его кувшин, полный воды. Мужчина обошел весь лес и полил несколько сухих деревьев. Он проходил мимо других деревьев и утешал их, когда они были сухими, и не поливал их. Достигнув дерева, на которое опирался Йохай, он достал с колен маленькое блюдце, полное живой воды, и полил дерево. Йохай заметил, что благословение было пролито с той маленькой водой, он очень возгордился и покрыл все окрестности дерева, на которое опирался. Вскоре дерево принесло плоды и выросло очень большим. Йохай очень обрадовался увиденному во сне зрелищу и от радости произнес: «Мошиви акерет hабайт, эм hабаним смэха, hалелуяh» – (бездетную, сидящую дома, (превращает) в мать, радующуюся детям. Алелуйа).
Он рассказал свой сон жене и сказал ей: «Мне приснился сон, и разгадка его, по-моему, проста: лес — это мир, а деревья — это женщины, некоторые из них приносят плоды, а некоторые из них бесплодны. В Рош а-Шана некоторые из них расцветают, а некоторые остаются бесплодными. Ты – дерево, на которое я опирался, которое я поливал из источника благословения, чтобы родить праведных и мудрых сыновей. Но мне осталось понять одно: почему мужчина поливал все деревья из кувшина, а дерево, на которое я опирался, поливал из блюдца?
Сара, жена его, сказала ему: удивление твое правильное. Что ж, позволь мне пойти к святому Рабби Акиве, рассказать ему о сне, и он откроет нам разгадку. Ее муж Йохай сказал ей: «Это хорошо. Мы оба – вместе пойдем к нему и расскажем ему сон, а он в своем святом духе, которым наградил его Б-г, расскажет нам свое решение».
В конце Рош а-Шана они оба пошли к Святому Тане Рабби Акиве. Йохай рассказал ему свой сон, и действительно, Рабби Акива разрешил его сон: знай Йохай, потому что сон твой — это притча о бесплодных женщинах, и жена твоя Сара — одна из бесплодных, и только ее молитвы и ее слезы, которые она пролила перед Б-гом, оправдали ее, и она перестала быть бесплодной и родит. Блюдце, которое вы видели, — это блюдце, собранное из ее слёз, которые она пролила за сыновей.
Рабби Акива обратился к Саре и сказал: «В этом году ты зачнешь и родишь сына, который своей мудростью и делами осветит Израиль».
Йохай и его жена Сара очень обрадовались словам Рабби Акивы и пошли домой с миром. Йохай познал свою жену, и действительно, она зачала и родила сына в Шавуот, в день дарования Торы Израилю. Дом наполнился светом от величия и великолепия, окружавшего его, и все, кто видел его, знали, что в конечном итоге он прольет великий свет на Израиль. Родители его очень обрадовались ему и славили Б-га, раздавали милостыню и устроили большой пир в день его рождения и нарекли ему имя Шимон, потому что Б-г услышал голос молитвы его матери и голос ее плача.
С того дня они следили и охраняли его от всякой нечистоты и воспитывали в святости и чистоте. Когда он начал говорить, его приучили только к святым словам. Когда ему было пять лет, его передали в Бейт-Ульпан, который основал Рабби Гамлиэль в Йерусалиме, и он стал источником силы. Будучи маленьким мальчиком, он уже задавал сложные вопросы Рабби Йеошуа бен Ханании и Рабби Гамлиэлю. И так он рос в Торе, пока не стал великим.
Йохай дружил с Рабби Пинхасом бен Яир и они поженили своих детей.
Рабби Йохай и Рабби Шабтай
В последний год жизни Бешта, однажды в Шабат, он почувствовал, что на Небесах особая радость, причиной которой является пожилой еврей переплётчик Шабтай. На исходе Шабата, с помощью «квицат а-дерех», он мгновенно преодолел большое расстояние и приехал с учениками в город Шабтая. Тот рассказал Баал Шему, что за неделю ничего не заработал и в субботу пришлось бы просто голодать и сидеть без света. Но он наказал жене помощи ни у кого не просить, такой уж у него принцип. Однако, возвращаясь домой после шабатней молитвы, он увидел, что дома горит свет и раздаётся запах субботних блюд. Он рассердился на жену, что она его не послушала, но она ответила, что произошло чудо. Подметая пол, она нашла закатившуюся старую золотую пуговицу мужа. Продав ее, она и смогла приготовить все на субботу. Шабтай так обрадовался этому чуду, что пустился в пляс. Баал Шем Тов сказал, что именно эта радость вызвала такой праздник на Небесах. У Шабтая с женой не было детей, и Бешт благословил их, пообещав, что у них родится сын, и попросил назвать в его честь, так как, когда мальчик родится, его уже в этом мире не будет. Так родился Магид из Кожниц. С детства он отличался слабым здоровьем, много болел и много времени проводил в постели. Даже летом ему стелили медвежью шкуру под ноги, чтобы он не простыл. Тем не менее, во время молитвы к нему приходили особые силы, он часто был хазаном, и звуки его молитвы были слышны на большом расстоянии. Магид был выдающимся знатоком Кабалы, составил комментарии на различные её книги, а также на труды Маараля из Праги. Учился он у великого Магида из Межерич, а после его смерти – у рабби Леви Ицхака из Бердичева , и у Ребе Элимелеха. Каждый день он принимал множество людей, в том числе и неевреев, и знать, приближённую ко двору царя Александра Первого. Он был чудотворцем, мирил поссорившиеся семьи. В последний год жизни совместно с Хойзе из Люблина предпринял знаменитую попытку привести в мир Мошиаха.
Однажды в Симхат Тора у него была особая радость. Он рассказал, что в Ган Эдене дворец его отца Шабтая и дворец Йохая, отца Рашби, находятся рядом, обоих отличает то, что их дети стали больше их. Однажды Шабтай попросил Йохая взять его с собой на Лаг ба Омер во дворец Рабби Шимона, на праздник. В ответ он обещал взять Йохая в Симхат Тора к своему сыну, Магиду из Кожниц. «Сегодня он выполнил обещание, и они оба мои гости», – сказал Магид из Кожниц.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://www.arachim.org/ArticleDetail.asp?ArticleID=307)
Инструменты доступности