Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Амрам бен Диван
Йорцайт – 15 Ава
Место захоронения – Ctre Asjenn, Ouezane, Sidi Kacem Tanger-Tétouan
В 1763 году Рабби Амрам был отправлен в качестве шалиаха (эмиссара) из Хеврона в Марокко, чтобы собрать деньги для Йешивот Израиля. Он поселился в городе Ваззан, где открыл Йешиву. За короткое время у него появилось много учеников, которые постигли великую мудрость Торы.
Рабби Амрам также прославился, как человек Бааль а-Мофет (чудотворец) еще при жизни и многие люди со всего Марокко стекались к нему, чтобы получить его благословение. Через 10 лет он решил вернуться в Израиль.
Его пребывание в Израиле было очень коротким. Одетый, как мусульманин Рабби Амрам отправился молиться в пещеру Махпела в Хевроне, где похоронены наши предки. В то время евреям было запрещено молиться в пещере Махпела. Один из арабов узнал еврейского раввина и рассказал турецким властям. Вместе со своим сыном Хаимом, Рабби Амрам был вынужден бежать в Марокко, которое находилось за пределами турецкой империи.
После недолгого пребывания в Фессе, Рабби Амрам и его сын отправились в путешествие по всему Марокко, чтобы преподавать Тору. Находясь в городе Цафро близ Фесса, сын Хаим тяжело заболел, и врачи потеряли все надежды на спасение его жизнь. Тогда Рабби Амрам помолился Б-гу, чтобы Он забрал его душу – вместо души сына. Хаим выздоровел от своей болезни, а Рабби Амрам скончался через короткое время.
Раввин Хаим бен Амрам Бен Диван продолжил духовную миссию своего отца в Марокко, а также был похоронен в Марокко.
Кевер Цадика
В последние минуты жизни, Рабби Амрам попросил Хевра Кадиша похоронить его в Ашиэн под оливковым деревом. С тех пор, как была построена дорога, толпы верующих, прибывали на Кевер Цадика. Так как Цадик завещал не строить мавзолей над его могилой и не ставить плиту, могила была обложена камнями, на которых по традиции зажигают огромное количество свечей. Свечи горят и образуют огромное пламя. Щедрые богатые евреи из Касабланки, желая показать свою любовь к Цадику, приобретали ящики со свечами, по двадцать пять пачек свечей в каждом. Когда они бросили их в огонь, пламя поднималось выше вершины оливкового дерева. Продавцы свечей приезжали к святому месту с грузовиками, полными коробок со свечами. Невероятно, но ни листья дерева, ни его ветки не загорались, хотя огонь был настолько сильным, что посетителям приходилось отступать далеко от могилы.
Бухлал — это гора высотой 1300 футов, расположенная в Ваззане. Говорят, что с этой горы было ясно видно пламя. Агрономы подсчитали, что оливковому дереву на Кевер Рабби Армам Бен Диван, 400 лет, сам Цадик был похоронен около 200 лет назад.
Плоды этого оливкового дерева творят чудеса, излечивая людей от болезней глаз и других недугов, как только они пьют сок из его оливок, но даже сухие оливки вокруг кевер – сгула от многих проблем.
Женщины, которые не могут совершать паломничество к могиле Цадика, передают знакомым соседям платки, чтобы привязать их к ветвям дерева. И чистая вера в Силу Цадика срабатывает.
В день ухода Рабби Амрама – община поняла какую утрату понесла. Люди рассказывали, сколько больных было вылечено и сколько страданий было предотвращено благодаря ему.
«Я плакал из-за ужасной новости! Святая земля потеряла великого человека», — воскликнул великий Рабби Давид Бен Хасин, который считается гильгулем Давида а-Мелеха (написал 150 пиютим, подобным Теилим) – один из них он посвятил Рабби Амраму Бен Диван.
Хахамим увидели знак ухода Цадика в стихе:
בָנִים עַד-מַשְׁבֵּר,
– «баним ад машбер» — (сыновья подошли к месту родов). (Йешайяу 37:3)
Буквы עד (ад) являются инициалами имени Амрам Диван, а слово משבר (машбер) – по гематрии равно 542 – год его смерти – תקמ׳׳ב.
Он ушел в Тиша бе-Ав – 9 Ава, но день Илулы перенесен на 15 Ава – через 7 дней, основываясь на Талмуде (Таанит 26b).
Также народ собирается праздновать Илулу великого Цадика в Лаг Ба Омер и в Рош Ходеш Элул – слишком много чудес и после смерти.
Голубь – душа человека
Многочисленные паломники свидетельствуют о том, что видели неоднократно голубя, кружащего над могилой Рабби Амрама Бен Дивана.
Он появлялся во время Илулы, когда энтузиазм и радость молящихся евреев были на пике.
Крича или шепча, паломники просили Цадика молиться за них перед Творцом, чтобы их просьбы были услышаны в его заслугу.
После полуночи, когда в мире царит добро и милосердие, голубь снова парил над могилой, указывая на то, что душа Цадика пребывала с паломниками на его Кевер и молилась от их имени. Сказано в Зоар а-Кадош (Ваякхель 198b):
– «Голубь спускается на корабль; это душа человека спускается в этот мир, чтобы отдохнуть в его теле».
Почему душу называют голубем?
Потому что она, будучи связана с телом, подобна голубю в этом мире.
Кроме того, голубь, парящий над местом, показывает, что Шхина покоится на этом месте и, что молитва принята Творцом.
Ибо слово «йона» (голубь) имеет числовое значение 71, как и «Шем hавайя» (пешутах умелеаh), как сказано в комментарии Ари а-Кадош на «Шир а-Ширим» (2:14): «Мой голубь в расщелинах скалы» – имея ввиду, что Б-жественное Имя имеет то же числовое значение, что и слово «йона» («Шем hавайя» равно 26, и Б-жественное Имя – равно 45).
Зоар и Мекубалим поддерживают эту исконную традицию: «Счастливы Цадики и счастливы те, кто цепляются за них»! (Мидраш Танхума, Вайера)
Пение птиц
После того, как первые еврейские жители Ашиэна похоронили Рабби Амрама в 1782 году, через 30 лет им было приказано покинуть их деревню и обосноваться в Ваззане.
Старики деревни рассказывали, что каждый год во время Илулы Цадика, голуби появлялись после полуночи и кружили над местом захоронения.
Некоторые говорят, что Цадик облачался в голубя.
С тех пор Рабби Амрам стал известен, а его могила стала местом паломничества.
По мере того, как с теми, кто чтил его память, происходили чудеса, росло число паломников, прибывающих со всего Марокко, Алжира и Израиля.
В ночь его Илулы, будь то солнечная или дождливая погода, множество паломников приходило помолиться у святой могилы.
Все те, кто падал ниц на могиле Рабби Амрама, приходили в полночь читать Идру или главы Теилим. Перед рассветом многие из них начинали петь.
В этот момент появлялось много голубей, как бы присоединившихся к холму. Паломники собирались вокруг могилы – кто поет, кто танцует, как те самые голуби. Ощущение, что душа Цадика находится в одном из голубей, вызывало бурный энтузиазм в толпе.
Эту историю рассказал Йешуа Арам Беттан, президент Хевра Кадиша в Ваззане Хахаму Шалом Исраэлю.
Однажды ночью, в разгар ликования, появилось множество голубей и они внезапно стали кружить над оливковым деревом.
Один из посетителей скептически отнесся к увиденной картине – что, при виде голубей, можно молиться и просить Цадика вмешаться там Наверху, чтобы Б-г исцелил больных.
Он неодобрительно посмотрел на птиц и пробормотал: «Эти голуби должны уже перестать летать! Они еще не устали?»
Как только этот скептик выказал свое недовольство, голуби упали на землю бездыханными.
В том году никто не увидел чуда, никому не помогли молитвы, ни один больной, веривший в силы Рабби Амрама Бен Дивана, не был излечен.
Как сказал Пророк Хавакук: «Праведник верой своей жив будет».
Вера – чистая вера – основа нашего народа.
Оливки на дереве Рабби Амрама
Известно, что, если те, у кого больные глаза – ели оливки с оливкового дерева на Кевер Рабби Амрам Бен Давид и тут же излечивались.
Эти оливки представляли собой сильное лекарство от глазных болезней и трахомы.
Арабы, уже испробовавшие это средство, украдкой проникают на кладбище в сезон оливок.
Они открыли это чудесное лекарство евреям.
Змея, охраняющая Кевер
Известный журналист Эммануэль Хейман заметил, что особенность Кевер Рабби Амрам Бен Диван в том, что он просил не устанавливать для него памятной плиты и за долгие годы на кевер образовалась груда камней. Каждый раз паломники кладут на них свечи – причем в больших количествах и эти свечи раздуваются в большое пламя – но это никогда ничем не грозило оливковому дереву – она никогда не загоралось.
Однажды, одна женщина, которая целый день сидела под деревом Цадика, вдохновленная молитвой, наблюдала за чудесами, совершаемыми на ее глазах.
Так вот, она рассказала, как видела, как другая женщина, приехавшая на кевер Цадик в дни ее нечистоты, (хотя этого делать не следует) вдруг увидела у входа змею, поднявшую голову и вставшую у нее на пути. Та женщина тут же повернулась назад, ибо поняла, что ей не следует даже пытаться войти, пока она не чиста.
Пусть Зхут Великого Цадика хранит Ам Исраэль!
PS. Истории о чудесах Рабби Амрама Бен Диван, которые предоставлены в огромном количестве в книге «The miracle worker stories about the Tzaddik Rabbi Amram Ben Diwan» – будут добавляться на нашем сайтеследите за обновлениями.
(По книге «The miracle worker stories about the Tzaddik Rabbi Amram Ben Diwan» Рабби Меира Элазара Аттия)
Инструменты доступности