Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Эзра а-Коэн Софер, родившийся в Вавилонском изгнании, происходил из семейства первосвященников. Он с детства ревностно изучал Священное писание и был широко известен в еврейских общинах Вавилонии и Персии, как знаток Торы. За это он получил от современников почетное имя а-софер, что означает и «переписчик» и «книжник».
Он распространял переписанные им свитки Священного писания, и был глубоким знатоком и комментатором их. Учителем Эзры был Барух, ученик пророка Йирмеягу.
За несколько лет до вавилонской катастрофы, при реставрационных работах, в Йерусалимском Храме были обнаружены спрятанные свитки Священного писания. Уходя в Вавилон, Барух взял их с собой, а впоследствии передал их своему любимому ученику Эзре. Из преданности к престарелому учителю Эзра лишь после его смерти возвратился на родину вместе с уже готовыми свитками Пятикнижия, чтобы поддержать духовно своих собратьев и наставить их на правильный путь.
Для того чтобы его миссия в Иудее протекла успешно, Эзра должен был обладать светской властью, то есть иметь полномочия от персидского царя Артаксеркса Лонгимана, который хорошо знал Эзру — своего придворного писца. Артаксеркс снабдил Эзру “ништеваном” (грамотой, указом), предоставлявшим ему самые широкие полномочия. Эзра мог взять с собой из Вавилонии в Йерушалаим всех евреев, которые этого пожелают. Ему было разрешено собрать среди вавилонских евреев пожертвования в пользу Храма и нуждающихся жителей Иудеи. Богатые дары для Храма были даны Эзре самим царём и его советниками. Царские чиновники обязывались оказывать ему содействие. Все коэны, левиты и другие служители Йерусалимского Храма были полностью освобождены от налогов.
И самое главное, Эзра получил право объявить Тору гражданским кодексом иудеев, то есть привести жизнь народа в соответствие с законами Священного писания. Для этой цели он мог назначить в Иудее судей.
На седьмом году царствования Артаксеркса «поднялись (люди) из исраэльтян, из коэнов и левитов, из певцов и стражей ворот (Храма) … — в Йерушалаим» / Эзра 7:7/.
Эзра двинулся в путь в 1-й день месяца Нисан и через пять месяцев, в 1-й день месяца Ав 3412 /348/ года прибыл в Йерушалаим. Безрадостной была открывшаяся перед ним картина. Народ забыл Святое Учение, погрязал в пороках, вступал в кровное родство с язычниками, утратил уважение к своим святыням, оскудел умом и сердцем. Эзра отказался от еды и питья, разорвал свои одежды, в глубокой скорби опустился на ступени Храма и был недвижим до самого вечера. Толпа собралась вокруг него, но он не видел ее. И так глубока была его скорбь, что никто не смел заговорить с ним.
Только, когда наступил вечер Эзра, встал и излил свою душу в молитве, обращенной к Всевышнему. И, видно, особенными были слова этой молитвы, потому что она потрясла самые закоснелые сердца. Люди подходили к Эзре, прикасались к краю его одежды. Эзра потребовал, чтобы евреи отпустили своих языческих жен. Это требование означало расторжение семейных уз, отказ от личных чувств во имя национального дела. Эзра понимал, что в данном случае, когда речь идет о будущем еврейского народа, не может быть места жалости, а мягкость стала бы непростительным грехом. Лишь очистив еврейское общество от чуждых элементов, можно было строить его по законам Торы. Народ принял требование Эзры, и в течение трех месяцев все смешанные браки были расторгнуты.
Заслуги Эзры перед еврейским народом неоценимы. Позднейшие поколения говорили о нем: “Божественное учение было бы забыто и исчезло, если бы Эзра не восстановил его“.
(http://www.beerot.ru/статьи/эпоха-второго-храма/второй-исход-из-вавилона-эзра-а-софер/)
Инструменты доступности