Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Шмуэль Бен Авраам Борнштейн – Ребе из Сохачева – «Шем ми-Шмуэль»
Йорцайт – 24 Тевета
Место захоронения – Сохачев, Польша
Он родился в Коцке 2-го Мархешвана в семье Рава Авраама Борнштейна, автора «Авней Незер», и Сары Цины, дочери раввина Менахема Менделя из Коцка.
Его дедушка умер, когда ему было около четырех лет. Несмотря на свой ранний возраст, он не забыл описать своего деда и окрестности в Коцке, благодаря своей прекрасной памяти. В восьмилетнем возрасте он переехал с отцом в Парцов, где получил Тору от отца.
В 1873 году он женился на дочери раввина Липмана Литмановича, зятя раввина Шломо из Радомска. Во втором браке он был зятем раввина Моше Натана МакШонса. Он продолжал жить со своим отцом, который тем временем переехал в Крушнович.
Рабби Авраам высоко ценил своего сына и часто хвалил его. Рабби Шмуэль редактировал и корректировал некоторые письма своего отца, добавляя к ним исправления. Раввин Шмуэль был единогласно избран на место своего отца.
Как и его отец, раввин Шмуэль был горячим сторонником алии в Эрец Исраэль.
Во время Первой мировой войны он находился в Германии и лишь ценой больших усилий смог добраться до Польши и поселиться в Лодзи, а затем в Зугжее.
После Песаха 1855 года он заболел и умер 24 тевета 1855 года.
Похороны его прошли в Сухачеве, где его похоронил отец.
Тора на камнях
С момента пересечения реки Иордан и входа в Землю Израиля необходимо высечь весь текст Торы на камнях. Шем ми-Шмуэль спрашивает: «Всегда, когда речь идёт о создании свитка Торы, материал, на котором записывается текст, — это специальная, тщательно обработанная кожа, почему же при входе в Землю Израиля материал меняется таким кардинальным образом — от мягкой, выделанной кожи до камня, в котором нужно высечь слова?»
До того момента, когда евреи вошли в Израиль, Тора была записана не на коже, а на существовала в значительно большей степени на теоретическом уровне. Когда говорят о Торе, записанной на коже, речь идет о Торе, «записанной на скрижалях сердца» (Мишлей, 3:3). Это контакт с Торой на уровне абстрактных идей и внутренних ощущений.
Когда евреи вошли в землю Израиля, ситуация стала принципиально иной: приказ высечь слова Торы на камне означает, что у Израиля появилась прямая ответственность за то, что происходит в физическом мире. Этой ответственности испугались разведчики, и в результате все поколение не смогло войти в Израиль и осталось в пустыне. Это и есть тот уровень реализации Торы, о котором молился Моше рабейну в недельной главе «Ваэтханан», но так и не достиг этого уровня.
Высечение текста Торы в камне после пересечения реки Иордан — это тот уровень, который еще никогда не был осуществлен. «Тора в камне» — это проникновение духовного в материальное, когда даже камни (самый низкий уровень мироздания) становятся полностью прозрачными и озаряются светом Торы.
Сгула
Шем ми-Шмуэль говорит, что эзов – сгула от нечистых духов и, что в трактатах Сукка и Пара описываются условия, сколько стебельков должно быть на пучке эзова для заповеди пара адума.
Пусть зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
Инструменты доступности