Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 15 Ияра: главы 77-78

Кевер: Цви Гирш Фридман из Лиска (учитель Рабби Шаеле ми-Керестир)

Цви Гирш Фридман (учитель Рабби Шаеле ми-Керестир) – Рав Хершеле из Лиска

Йорцайт –

Место захоронения – Olaszliszka – Лиска, Венгрия  

Рабби Цви Гирш Цви из Лиска – Хершеле – в 8 лет остался без отца и воспитывался овдовевшей матерью – Сарой де-Берекин (Сара-булочница). Мама делала все, чтобы ее мальчик попал на учебу к Цадиким. В конце концов мальчика отправили учиться в Йешиву к Раву Аврааму из Дембица. В этот период он повстречал Цадиким поколения – Рава Меира из Апты, Рава Нафтали из Ропшица, они во время своих визитов в город заметили ребенка из Иhиля и предсказали ему блестящее будущее.

В Иhиле он стал ближайшим учеником «Йисмах Моше».

Затем Хершеле учился в Йешиве в Бонихаде под руководством Рава Цви Хирша Хеллера-Харифа, автора «Тив Гитин».

«Жаль, что у тебя такое же имя, как у меня», — заметил однажды Рош-Йешива своему любимому ученику, имея в виду, что хотел взять Хершеле в зятья — если бы не указание Рава Йеуда а-Хасид, запрещающее тестю и зятю иметь одно имя.

После женитьбы Лискер Рав отправился учиться в Унгвар под руководством знаменитого Маарам Аш. В конце концов, он вернулся в Лиску, обучаясь у Рава Менахема Аша, сына своего Ребе, заслужив уважение горожан.

Горожане попросили Хершеле стать их Ав Бейт Дин.

Позже судьба привела его к хасидским дворам великих Ребе – Рабби Цви Хершеле из Риманов, Рава Меира из Перемышлян.

Когда Рав Хершеле впервые пришел на встречу с Ребе из Перемышлян, Рав Меир вышел поприветствовать гостя, заявив, что он ждал этого визита несколько лет.

«Шалом алейхем, Лискер Рав», — заявил Реб Меир, – «Я услышал, как на Небесах объявили, что ты Ребе с Иръат Шамаим».

Позже Ребе из Перемышлян дал смиху Ребе Хершеле, а когда другой молодой цадик посетил Рава Меира и попросил смихи, Рабби Меир извинился: «Я не могу дать тебе, потому что мы уже отдали «шлиссель» – ключ от Венгрии, Реб Хершеле Лискер».

Ребе из Лиски мечтал встретиться с Рабби Исраэлем из Ружина, но у него не было средств, чтобы совершить поездку. Когда его современник, Йетив Лев из Сигета, отправился в Ружин, Реб Хершеле включил себя в общий квител (записку с именами).

Йетив Лев передал бумагу святому Ружинеру, который посмотрел на список, затем задумчиво остановился на одном имени. «Кто это»? – спросил Рав.

«Цви бен Сара – Хершеле, сын Сары-булочницы».

Ружинер предвидел его желание приехать, и он просил милосердия, чтобы Реб Хершеле удостоился совершить путешествие. Молитва Ребе сработала. Реб Хершеле удалось собрать деньги на поездку к королевскому двору Ружинера. Когда он прибыл, он предложил квител, в котором была просьба о парнасе.

«Подожди немного», – сказал Ружинер. Рав из Лиски понял, что со временем его положение улучшится. Позже Рав Хершеле совершил поездки и к другим Цадиким, включая Сар Шалома из Белза, Рава Ашера Йешая из Ропшица, Рава Менахема Менделя из Вижниц, Рава Эйзекла из Жидичов и другим.

Перед своей смертью он сказал:

«Как замечательно иметь возможность сказать: Я был у этого цадика, а также у того цадика».

Лискер Рав часто ездил в Цанз.

Однажды, когда он прибыл в город, «Диврей Хаим» послал хасидов принести квитл посетителю.

Рав Хиршеле отказался читать квитл в городе, в котором такой великий Цадик служил раввином.

В завещании Реб Хершеле просил своих детей взять за правило ездить к цадиким по крайней мере на одну Субботу или Йом Тов каждый год.

Когда ушел из мира «Исмах Моше» – Рав Иhиля, народ просил Рава Хершеле возглавить их, но он отказался, чувствуя себя недостойным.

Давление росло, и Раввин из Лиски попросил совета у трех цадиким (Ребе из Перемышлян, Ружина и Риманова), которые убедили его занять это место в качестве хасидского раввина.

Главным делом своей жизни Рав Хершеле выбрал кормить евреев, а сам вел аскетичный образ жизни.

«Местный Бейт Мидраш – это такое простое сооружение, на самом деле, просто набор дерева и камней, собранных местными крестьянами, однако евреи наделяют его почетом. Каким бы простым я ни был, я подобен этим камням, без какой-либо внутренней ценности, наполненный только тем, что евреи вкладывают в меня через свою чистую веру» – сказал он однажды.

В 1870 году у Рава Хершеле была возможность встретиться с «Ктав Софер» – сыном Хатам Софер.

После разговора, Ктав Софер был очень впечатлен и, когда он вернулся в свою Йешиву в Прессбург, он пошутил: «Когда хазаль наставляет нас быть «быстрыми как цви (олень) – они имеют в виду быть, как Реб Цви Хершеле Лискер».

Свечи

Однажды прибыл богатый хасид из Лиски, неся коробки со свечами, каждая из которых была подарком Ребе. Он вошел в комнату Ребе, и Реб Хершеле с благодарностью принял подарок. «Барух Ашем, у нас будут свечи на Шаббат!» — воскликнул он. Хасид с удивлением посмотрел на аккуратно сложенные стопки денег на столе. Ребе заметил недоумение хасида: «Вы, конечно, удивляетесь, как это у меня не было свечей на Шаббат, если на столе так много денег. Это потому, что Вс-вышний сделал меня габбай цдака, и мне нужно отчитываться за каждую полученную копейку – здесь для пидьйон швуим, здесь для бикур холим. Есть конкретный торговец, которому нужна новая лошадь, и фермер, у которого умерла молочная корова. Каждая копейка имеет свое предназначение… поэтому я оставался без свечей, пока вы не пришли».

 

Шаеле

Когда в Йешиве Ребе Хершеле появился Шаеле – он сразу выделил его среди остальных учащихся.

Он оценил благородный характер юного Шаеле, он доверял ему различные задания. Он понял, что с Шаеле ему не нужно беспокоиться о том, что деньги будут отняты у бедных и использованы на расходы суда.

Постоянный поток посетителей Лиски быстро заметил, что Шаеле заслужил безоговорочное доверие Ребе, и они просили мягкосердечного бахура выступить перед Ребе.

 Часто Ребе советовался со своим молодым помощником: «Шаеле, что ты думаешь об этом деле»?

 Однажды в Шаббат в Лиске собралась необычайно большая толпа. Когда пришло время для сеудат шлишит, Реб Шаеле прошел по всему бейт-мидрашу с огромным мешком, раздавая гостям булочки.

Ребе Хершеле, вместо того, чтобы немедленно умыться для сеудат шлишит, встал у своего места, пристально наблюдая за своим Шаеле. Габай намекнул Ребе о времени, но тот не двинулся с места. «Я смотрю, как Шаеле так хорошо раздает булочки». «Но Шаеле раздает булочки каждую субботу!» — прокомментировал габбай. «Да», — ответил Ребе, — «но сегодня он раздает булочки из пустого мешка!»

 Хасиды подслушали слова Ребе и поспешили проверить их, заглянув в мешок. Он действительно был пуст, как и сказал Ребе. Однако, как только они это заметили, Шаеле больше не раздавал булочки.

Удивительная природа отношений между Ребе и его помощником стала очевидной много лет спустя, когда Реб Шаеле отправился в Цанз на Йорцайт Диврей Хаим.

Он встретил Рава Авраама Шалома из Стропкова, и два цадика начали обсуждать Элияху Ханави.

Ребе из Стропков спросил Ребе Шаеле, видел ли он когда-нибудь Элияу а-Нави. Реб Шаеле вспомнил, как однажды ночью, будучи бахуром, он ухаживал за своим Ребе и был охвачен желанием понаблюдать за ночной молитвой своего Ребе. Он поставил свою кровать в комнате Ребе Хершеле и притворился спящим. Глубокой ночью Ребе из Лиски подошел к Ребу Шаеле со свечой в руке и убедился, что тот действительно спит, прежде чем приветствовать гостя в комнате.

 «Я видел, как вошел еврей», — вспоминал Реб Шаеле, «и это был Элияу а-Нави».

После того как посетитель ушел, Реб Хершеле подошел и проверил, не спит ли Шаеле.

«Кто может спать в такое время» – ответил вопросом Шаеле, сообщая Ребе, что он видел.

Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!

 

(Из поездки по Киврей Цадиким – Лиска)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.