Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103

Кевер: Хозе ми-Люблин – Провидец из Люблина

Рабби Яаков-Ицхак бар Авраам-Элиэзер Гурвиц – Хозе ми-Люблин – Провидец из Люблина

Йорцайт – 9 Ава;
Место захоронения – Польша, Люблин (старое еврейское кладбище).


9 Ава – время посещения могил, но в силу того, что это пост и он приходится на Йорцайт Хозе ми-Люблин – все же нет такого массового паломничества, как это происходит в Польше перед    21 Адара – Йорцайт Рабби Элимелеха из Лиженска – когда десятки тысяч евреев со всего мира, Бе-Зхут Цадик, колесят по дорогам Польши.
И здесь Рабби Хозе из Люблин стоит особняком.
Если в основном все израильские Йешивы едут в Польшу через Украину (пару тройку дней уделив паломничеству по Киврей Цадиким Украины), а потом с юга Украины – заезжают в Польшу по маршруту: Риманово, Динов, Ланцут, Жошов (место встречи для посещения Лижайска) – то те, кто прилетел в Варшаву на Йорцайт «Ноам Элимелех», как мы из Москвы (а многие из Америки, Европы) – добираются через север – как раз через Люблин.
И, понятно, что пропустить Кевер Цадик – «Хозе ми-Люблин» – не реально.

Рабби Яаков Ицхак, известный больше, как «Провидец из Люблина», был хасидским Ребе в Польше. Он был учеником Магида из Межерича, затем продолжил учебу у Рабби Шмельке из Никольсбурга и Рабби Элимелеха из Лиженска.

Некоторое время он жил в Ланцуте, а затем перебрался в Люблин.

После того, как Яаков Ицхак перебрался в Люблин, тысячи хасидов съезжались туда, чтобы учиться у него. Среди его учеников были такие светила хасидизма, как Ид а-Кодеш («Святой еврей»), Рабби Симха Буним из Пшисха, Рабби Меир из Апта, Рабби Давид из Лелова, Исмах Моше, Рабби Цви Элимелех из Динов, Рабби Нафтали Цви из Ропшица, Маор Вашемеш и Сар Шалом из Бельца.

Хозе из Люблина также завоевал репутацию чудотворца.

Его ученики говорили, что он мог сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун на каждой стадии реинкарнации. Ученики Хозе из Люблина писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.

Во время пребывания в Люблине, Яакову Ицхаку противостоял известный талмудист Рабби Эзриэль Горовиц, известный под прозвищем «Ди айзерне коп» (железная голова – на идиш).

Хозе из Люблин был прямым потомком Шла а-Кадош, а его дед по материнской линии, Рабби Яаков Коппель Ликовер, также был известным Равином и современником Бааль Шема.

В тот день, когда он умер, 15 июля 1815 года (9-го Ава 5575 года), он предсказал, что через 100 лет с этого дня (согласно еврейскому календарю) русские потеряют власть над Польшей.

И так было до даты 20 июля 1915 года (9-го Ава, 5675 года по еврейскому календарю) – австрийцы завоевали Люблин, и пророчество Хозе было отмечено в польских газетах.

Провидец из Люблина считал поход Наполеона на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога и Магога и хотел, чтобы цадики объединили свои усилия для прихода Машиаха.

Он пострадал в результате падения из окна на Симхат-Тора и почти год спустя умер в Тиша-Б’ав от травм, связанных с этим падением.

Хозе из Люблин похоронен на Старом еврейском кладбище в Люблине.  (Tzadikim.com)

 

Как рассмешить ангелов

Однажды два хасида Люблинского Провидца решили навестить своего учителя. Денег у них было только на половину дороги, но они решили положиться на волю Всевышнего — как-нибудь доберутся…
В общем, извозчик довез их в аккурат до места, до которого было заплачено, а дальше предложил прогуляться пешком. Тогда один из хасидов и говорит своему товарищу:
— Слушай, у тебя вид представительный, капота (верхняя одежда хасидов) новая. Давай пойдем в ближайшую деревню, там найдем еврея-арендатора, и я ему представлю тебя как рава-чудотворца. А сам назовусь твоим шамесом (служкой). Ты дашь ему какие-нибудь благословения, а он за это нас покормит и подбросит денег на дорогу до Люблина.
Так и поступили. Добрались до ближайшей деревни, там спросили, где еврейская корчма. Хасид, выглядевший попроще, побежал вперед, а важный «ребе» пошел за ним.
Видимо, хозяин корчмы увидел их из окна, потому что неожиданно он выскочил из дверей навстречу, осыпая парочку хасидов страшной бранью.
— Уважаемый еврей, почему ты нас ругаешь? — удивленно спросил хасид, изображавший служку.
— Мы видим тебя в первый раз, ты, судя по всему, тоже нас никогда не встречал — что тебя так разозлило?
Хозяин корчмы немного успокоился и продолжил «беседу» более спокойным тоном:
— Вот уже 10 лет, как я женат — но Г-сподь еще не благословил нас ребенком! Я обращался к самым разным равам-чудотворцам, заплатил им кучу денег — но ни один из них так и не смог мне помочь! Я вижу, что вы тоже из числа этих мошенников?!
— Что вы! — ответил «служка».
— Таких равов, как мой рав, не найти больше на целом свете! Уж если он не сумеет помочь — то вообще никто в мире не поможет!
— Да? — задумался корчмарь. — А я уже даже к Провидцу из Люблина ездил — ничего не помогает… Ладно, попробую в последний раз! Заходите — угощу вас, дам денег на дорогу! Только чтоб помогло!
Солидный хасид, изображающий чудотворца, попросил кусок пергамента, перо и чернила и написал то, что он назвал «амулетом», после чего друзья переночевали под крышей нервного трактирщика, а наутро отправились в Люблин.
Поездка прошла как обычно — беседы с ребе, хасидские застолья, вдохновенные разговоры о Божественном за чаркой водки.
На следующий год друзья подкопили уже больше денег и добрались до Люблина без приключений. Приехав, они тут же встали в очередь за благословением ребе. Каков же был их ужас, когда в человеке, стоящем в нескольких метрах впереди них, они опознали трактирщика, которому писали «амулет»! Главное — кругом толпа народу, очередь движется только в одном направлении — вперед, мимо ребе!
Когда корчмарь дошел до ребе, он поздоровался и сказал:
— Дорогой ребе, великий чудотворец появился в нашей округе! Сколько я просил разных каббалистов избавить мою жену от бесплодия — ничего не помогало! А тут год назад ко мне приехал неизвестный раввин со служкой, написал амулет — и вот моя жена нянчит ребенка! Это поистине чудо!
Под влиянием какого-то импульса трактирщик повернулся и увидел «рава» со «служкой»!
— А вот и они! — закричал он.
Провидец из Люблина усмехнулся и подманил хасидов пальцем. Они подошли, ребе отпустил трактирщика и сказал хасидам тихонько:
— У этого человека была «железная крыша» — постановление Небес, что все благословения, предназначенные для него, не будут доходить до Господа.
И годами эти благословения великих равов и знатоков Каббалы скапливались «под крышей»… Когда же ты написал свой «амулет», то на Небесах ангелы так смеялись, что от их смеха «крыша» затряслась и сломалась — и все благословения достигли Вс-вышнего!
Хасидское предание гласит, что в «амулете» были написаны буквы «самех-куф-мем-далет». Что значит «старая корова молоко дает» (видимо, хасиды знали русский язык).

Пусть Зхут цадика хранит наш народ!

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications