Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Хия бар Аба бар Аха, выходец из вавилонского города Кафри, учил и преподавал Тору в Эрец Исраэль.
Место захоронения – Цфат (новая промзона – над Вади Амуд).
Один из последних Танаим — мудрецов, работавших над составлением Мишны, который в окончательной форме был отредактирован Рабби Йеудой Анаси.
Первый ученик Ребе Шимона бар Йохая, часто упоминаемый в Зоаре.
Он участвовал как в Идра Рабба, так и в Идра Зута. После кончины Hабби Шимона, Рабби Хия постился два раза по 40 дней, чтобы увидеть его. Ему было показано видение, в котором он вошел в академию Рашби на высоте и увидел Мошиаха.
По указанию Рабби Йеуды Анаси, к которому был особенно близок и который пользовался его консультациями по многим алахическим вопросам, участвовал вместе со своим товарищем и бывшим учеником, прославленным равом Ошиа, в собирании и редактировании текста Тосефты — сборника положений, не вошедших в Мишну.
В обоих Талмудах его называют Хия Раба — Великий Хия.
Славился не только своей ученостью и праведностью, но и усердием по распространению Торы среди детей во всех уголках Святой земли. О нем говорили, что он делал сети, чтобы ловить ими оленей, из кожи которых выделывали пергамент для свитков Торы; свитки он посылал в самые удаленные города для обучения детей.
Им была изобретена оригинальная система преподавания: учеников хедера он делил на пять классов и каждый класс обучал одной из книг Пятикнижия; затем составлял группы по пять учеников из разных классов, чтобы каждый ученик обучал других той книге, которую выучил.
От учителей он требовал преподавания на святом языке, утверждая, что потому и выродилось египетское еврейство, что учило Тору в переводах на греческий.
Самостоятельно обучил Торе своих племянников (один из них великий Рав, второй Раба бар Хана) и способствовал тому, чтобы они отправились в Бавель для распространения там знаний Торы.
Тем самым он положил начало новому, вавилонскому, этапу развития иудаизма. Именно в Вавилонии был затем написан Талмуд.
Текст Гемары свидетельствует, что с прибытием Рабби Хии в Эрец Исраэль исчезли суховеи, хищники прекратили нападать на селения, вино перестало портиться. Когда он умер, весь народ погрузился в траур.
О нем сказал Рабби Йеуда Анаси: «Счастливо поколение, в котором живут такие, как Рабби Хия».
Рабби Хия похоронен под новой промышленной зоной Цфата, над Вади Амуд. Хотя раввин Хаим Виталь описывает местонахождение Кевер на основе слов Аризаля, с годами его местонахождение было утеряно. Исроэль Меир Габбай и Охалей Цадиким говорят, что они определили правильное местонахождение Кевер на основе своих исследований.
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
(Zissil.com)
Инструменты доступности