Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 29 Тишрея: главы 140-144

Кевер: Сфат Эмет

Рабби Йегуда Арье-Лейб бен Авраам Мордехай из Гур – «Сфат Эмет» (Язык истины) – (1847—1905) – выдающийся знаток Талмуда и хасидский.

Йорцайт – 5 Швата

Место захоронения – Гур (Góra Kalwaria, южнее Варшавы), Польша

Поскольку его отец, Рав Авраам Мордехай, умер, когда Йеуде Арье Лейбу было всего 8 лет, его воспитывал дед, Рабби Ицхак Меир Ротенберг-Альтер – Хидушей а-Рим, первый Гурский Ребе.

Он отличался усердием, с которым изучал Тору, посвящая ежедневно по 18 часов усвоению Талмуда, Зоара и хасидской классики, став Гаоном, как в в открытой Торе, так и в скрытых аспектах Торы. В 1870 году он неохотно согласился стать вторым Гурер Ребе.

Его монументальный труд «Сфат Эмет аль а-Тора» представляет собой комментарий к Торе в пяти томах. Его комментарии помогают извлечь из текста Торы суть через множество кабалистических методов. «Сфат Эмет» в трактате Кодашим активно изучается всеми учеными Торы, от хасидов до «литовцев». Название «Сфат Эмет», взятое из отрывка: «Сфат эмет тикон лаад» (правдивое слово пребывает вовек) (Мишлей 12:19), было выбрано его детьми, опубликовавшими его произведения, потому что это был последний стих, который он прокомментировал перед его уходом.

«Сфат Эмет» сменил его сын, раввин Авраам Мордехай Альтер, «Имрей Эмет», под чьим руководством Гуррер Хасидут объединил более 100 000 хасидов, большинство из которых были уничтожены нацистами. Имрей Эмет чудом спасся. Из пепла Холокоста он восстановил постоянно растущее активное движение Гурского хасидизма, сосредоточенное вокруг великолепной Йешивы «Сфат Эмет» в Йерусалиме. Сегодня Гурер Хасидут охватывает весь земной шар, вновь превращая Гур в могучую силу иудаизма, соблюдающего Тору.

Лимуд

Суккот

В праздник Суккот приближает Вс-вышний к себе евреев с помощью тшувы из любви и радости. Как сказано в «Мишлей» (10:12): «все проступки накрывает любовь». И это Сукка, которая защищает (как щит) евреев, как сказано в «Шир а-ширим» (8:7): «воды великие не смогут затопить любовь». И всегда остается любовь в сердцах евреев к Вс-вышнему. И в дни эти раскроется любовь. И сказано мудрецами, что  с помощью тшувы из страха преднамеренные проступки превратятся в непреднамеренные, а с помощью тшувы из любви – превратятся в заслуги. И написано в Йешаягу (59:2): «Проступки разделяют» (или отделяют). Слышится отсюда, что преднамеренный проступок разделяет, но не непреднамеренный. И в результате тшувы (из страха) в непреднамеренном уже нет отделения [от Вс-вышнего]. И можно после этого пробудиться к любви. И когда пробуждается любовь – она накрывает (простирается над) все проступки. И не останется проступка совсем, и станут, как заслуги. И сказано, что есть точка в каждом еврее, что Вс-вышний защищает (оберегает) ее и про нее сказано щит Авраама (маген Авраам). И это точка любви, что возвышается, как сказано – «воды великие не могут затопить». И праздник Суккот – Мишкан (переносной Храм), который дан евреям после греха, когда совершили тшуву. Написано: «И собрал Моше» (Шмот 35:1) – [комментарий Раши: после Йом-Кипура, когда спустился Моше с горы (со вторыми скрижалями)].

И начал народ приносить, как добровольные пожертвования свои драгоценности для строительства Мишкана именно в дни между Йом-Кипуром и Суккот, как написано в Шмот (36:3): «по утрам в эти дни». И так как приносили с радостью – стало это днями радости (зман симхатейну) из года в год. И сказано в мидраше «Шмот Раба»: «полюбит их добровольные приношения», что с помощью приношений на постройку Мишкана с радостью – пробудится любовь между евреями и их Отцом на Небесах.

И до этого не могли прийти к единству. И Суккот – праздник единения евреев, намек на это – 4 вида растений (арба миним), которые объединяются в заповеди вместе.

Ханука

Почему Ханукальные светильники зажигаются у входа (двери или окна) в дом?

Вход в дом символизирует открытость каждого еврейского сердца. Говоря с Каином, Вс-вышний предупредил его: « грех лежит [в ожидании] у входа» (Берешит  7:4) – т.е. у входа в сердце. С помощью света заповедей мы противостоим желаниям нашего злого начала. («Сфат Эмет, Моадим», пер. Р. Меир Брук)

«Сфат Эмет» похоронен в Польше, в Гора Кальвария (недалеко от Варшавы) вместе со своим знаменитым дедушкой «Хидушей а-Рим».

Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!

(https://dailyzohar.com/tzadikim/158-Rabbi-Yehudah-Aryeh-Leib-Alter-of-Ger)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications