Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 2 Тамуза: главы 10-17

Кевер: Рабейну Гершом – «Меор а-Гола»

Рабейну Гершом – «Меор а-Гола»

Йорцайт –

Место захоронения – Майнц, Германия

Учителем Рабейну Гершома был Рав Йеуда бен Меир а-Коэн, известный, как Сэр Леофитин из Франции. В возрасте 53 лет Рабейну Гершом основал в своем родном городе великую академию, которая привлекла величайших ученых своего времени. Среди его многочисленных учеников были некоторые из главных учителей Раши, в частности Рабби Яков бен Якар.

Раввин Гершом хорошо известен своими комментариями к Талмуду, записанными его учениками. Он также известен своими комментариями к Торе и своими ответами. Он написал «Слихот», в котором оплакивает трагическое положение своих братьев.

Но Рабейну Гершом наиболее известен своими важными «Такконот» (законами), касающимися общественной и семейной жизни, которые он принял с одобрения раввинских авторитетов своего времени и которые были приняты всеми евреями Европы, «как будто они были даны на горе Синай». Среди этих Такконот наиболее известны запрет на многоженство (брак более, чем на одной жене), указ о запрете вскрывать письма, адресованные другим лицам, и так далее.

Ранняя жизнь Рабейну Гершома окутана легендами. Они переносят его через многие страны в Вавилон, Землю Израиля и, наконец, в Константинополь, и истории эти полны приключений. 

В поисках Торы

Хотя Рабейну Гершом был еще очень молодым человеком, он снискал большую известность своей ученостью и благочестием. Его учитель, Сэр Леофитин, выдающийся и ученый человек, очень любил своего блестящего ученика. Он настолько высоко ценил его, что, когда Рабейну Гершом достиг совершеннолетия, тот позволил ему жениться на своей прекрасной дочери Дворе.

Вскоре после женитьбы сбылась одна из давних мечтаний Раввина Гершома. Он и его жена отправились в далекий город Помпудита в Вавилоне, где Раввин Шерира Гаон руководил одной из величайших Академий Торы в мире. Это был долгий и трудный путь, полный опасностей и трудностей. Но Рабейну Гершом был с лихвой вознагражден за свое предприятие. Ведь в Помпудите он провел одни из самых спокойных и счастливых лет своей жизни. Здесь все мирские заботы были забыты, и, побуждаемый другими учеными великой Йешивы, он полностью посвятил себя изучению Торы.

Пришло время Рабейну Гершому выйти в мир. Как это было принято среди великих ученых, он не хотел извлекать какую-либо выгоду из своих знаний Торы, становясь раввином, а вместо этого предпочел работать ювелиром. Гершом стал высококвалифицированным ювелиром и поселился в Константинополе, который в то время был великим мегаполисом и торговым центром Востока.

Огонь

Однажды в городе Константинополе вспыхнул страшный пожар. Жестокие языки пламени с бешеной скоростью пожирали город, оставляя за собой полнейшие руины. Не успел пожар погасить, как жестокая чума охватила город. Повсюду лежали больные.

Рабби Гершом больше не мог сидеть сложа руки и наблюдать за страданиями своих собратьев. Поскольку в юности он изучал медицину, он снова занялся этой благородной профессией. С самоотверженной преданностью и неутомимой заботой он ухаживал за больными и умирающими. День и ночь он служил несчастным жертвам чумы.

В тот период правил этой землей царь по имени Василий. Василий был человеком справедливым, но слабовольным, и его советники и министры часто вводили его в заблуждение. Среди них был очень хитрый и злой парень по имени Иоанн, ненавидевший евреев, который постоянно искал возможности превратить эту ненависть в реальные дела.

Король созвал конференцию всех своих министров, чтобы решить, как справиться с нынешней чрезвычайной ситуацией. Иоанн не мог устоять перед возможностью оклеветать евреев. «Ваше Величество, в пожаре виноваты евреи. Давайте избавим от них страну!» Жестокий Иоанн продолжал и говорил, пока, наконец, не убедил короля издать указ о конфискации всего еврейского имущества и изгнании евреев.

Вскоре после этого королевская дочь заболела. Со всего мира и издалека величайшие врачи королевства стекались во дворец, чтобы попытаться вылечить королевскую дочь, будущую наследницу престола. Но все было бесполезно. Никто из них не смог ее вылечить. Там лежала девочка на своей кроватке, с каждым днем ​​бледнея и слабея, и никто не мог ей помочь.

Рабби Гершом услышал о больной принцессе и отправился во дворец. Когда он сообщил стражникам о своем намерении вылечить королевскую дочь, его провели к королю. «Если тебе удастся вылечить принцессу, я щедро вознагражу тебя, но если тебе это не удастся, то ты лишишься головы!»

Они тихонько прошли в комнату маленькой принцессы. Осмотрев принцессу, Рабейну Гершом понял, насколько она на самом деле безнадежно больна. Ничто не могло спасти ее сейчас, кроме чуда Б-жьего. Рабби Гершом начал молиться Б-гу всем своим сердцем. «Укажи мне, дорогой Б-г, путь, как помочь этой больной девушке. Даруй мне мудрость, о Б-г, ради Твоего народа».

Рабейну Гершом приступил к лечению маленькой девочки. Вскоре румянец вернулся к ее щекам, в глазах появилась какая-то жизнь, и с каждым днем ​​она обретала новую силу.

Когда маленькая принцесса наконец-то вышла на террасу впервые после долгой болезни, Король и Королева не находили места от радости. Они едва могли поверить своим глазам. Полный благодарности Рабейну Гершому за все, что он сделал, Король сказал: «Я подарю тебе огромное состояние. Ты будешь настолько богат, что тебе никогда не придется работать, чтобы заработать себе на жизнь, и ты сможешь потратить все дни твоей жизни в непринужденности и роскоши».

Но Рабейну Гершом смиренно ответил: «О Король, у меня нет стремления к богатству. Для меня величайшей наградой была бы отмена указа против евреев».

Царь был очень впечатлен самоотверженностью Рабейну Гершома и пообещал выполнить его просьбу. Через несколько дней указ был отменен. Рабейну Гершом стал еще более любимым своим народом, чем когда-либо прежде.

Серебряный Трон

С тех пор, как Рабейну Гершом вылечил принцессу, они с царем стали хорошими друзьями. Они провели много часов вместе в приятной беседе. Однажды Рабейну Гершом рассказал Королю Василию о чудесном золотом престоле Шломо. Василий, зная, что Рабейну Гершом также был известным ювелиром, попросил его изготовить для него такой трон.

Рабейну Гершом не хотел брать на себя ответственность за строительство трона. «Я не могу ручаться за честность рабочих, мой король» – сказал он.

Но Король отклонил все свои протесты. «Я доверяю тебе безоговорочно и не сомневаюсь в твоих способностях».

Итак, Рабейну Гершом взялся за строительство трона. Поскольку в царской казне было недостаточно золота, стул пришлось сделать из серебра.

Вы можете себе представить, насколько сложным и запутанным был этот трон: такому опытному мастеру, как Рабейну Гершом, потребовалось несколько лет, чтобы построить его. А когда оно наконец было завершено, какой же шум поднялся! Парадную комнату перестроили для размещения огромного трона; в честь вручения трона Королю был устроен большой праздник. Из ближнего и дальнего зарубежья люди приезжали во дворец, чтобы своими глазами увидеть чудесный трон. Повсюду слышались возгласы удивления и восхищения.

Внезапно затрубили королевские трубы, возвещая о приближении Короля. Толпа расступилась, уступая ему место. Когда Король Василий начал восходить на трон, его смутило движение скрытого механизма, и он попросил Рабейну Гершома подняться перед ним, чтобы он мог увидеть его в движении. Рабейну Гершом охотно согласился.

На собрание воцарилась благоговейная тишина. Никогда еще они не видели такого великолепного и почти невероятного зрелища. К трону вели шесть серебряных ступеней. На каждой ступеньке было два разных животных, отлитых из серебра. Когда Рабейну Гершом поднимался на каждую ступеньку, животные вытягивали ноги, чтобы поддержать его. И когда он достиг последней ступеньки, огромный серебряный орел принес корону и поднял ее над его головой. Когда Рабейну Гершом сидел таким образом с короной на голове, придворные и гости, которые до этого были слишком удивлены, чтобы произнести хоть одно слово, разразились бурными. Все хвалили изобретательность и умение Рабейну Гершома.

Когда Рабейну Гершом спустился, Король поблагодарил его и взошел на трон.

Иоанн, хитрый царский министр, позеленел от зависти к огромному успеху и растущей популярности Рабейну Гершома. День и ночь он обдумывал, как оклеветать и погубить непорочного раввина. И однажды ему наконец удалось разработать схему.

Подойдя к Королю, он спросил: «Мой Король, откуда ты знаешь, что Рабейну Гершом не украл серебра из государственной казны? Как ты можешь быть уверен, что все серебро, которое он взял, пошло на строительство трона? Пусть нам взвесить трон и выяснить истину».

 

Секрет раскрыт

Хотя Рабейну Гершом был очень счастливым человеком, его сердце было наполнено печалью, потому что у него не было детей. Его жена Двора посоветовала ему взять вторую жену, чтобы у него родился ребенок.

У этой  женщины было много близких знакомых в королевском дворе. Она знала также, что Рабейну Гершом был единственным человеком во всем царстве, который умел взвешивать трон, который он сам построил. Используя все уговоры и ухищрения, ей наконец удалось добиться от мужа правды.

«Это действительно очень просто», — сказал Рабейну Гершом. «Все, что нужно сделать, это взять лодку и отметить ватерлинию на корпусе. После установки трона в лодку вы отмечаете новую ватерлинию. Когда трон снят, нужно наполнить лодку столько камней, сколько потребуется, чтобы достичь второй ватерлинии. Все, что вам нужно сделать, это взвесить камни, и вы узнаете, сколько весит трон».

Не успела она получить эту информацию, как поспешила сообщить ее одному из своих знакомых во дворце.

Когда таким образом взвесили трон, обвинение Иоанна подтвердилось. Царь послал за Рабейну Гершомом и сообщил ему о предъявленном ему обвинении. «Но, — ответил Рабейну Гершом, — разве я не сказал Королю, что не ручаюсь за честность моих рабочих? Конечно, я не виноват, если они украли немного серебра». Но это было бесполезно. Король находился под полным контролем Иоанна и приговорил Рабейну Гершома к смерти, если тот не решит принять христианство. Естественно, Рабейну Гершом не хотел об этом слышать и предпочел умереть. Но поскольку однажды он спас королевскую дочь, ему была предоставлена ​​привилегия обращаться с ним как с политическим заключенным, а не как с обычным вором. Вместо повешения его перевезут в изолированную башню в пустыне. Там, без еды и питья, он умрет от голода.

Побег

На следующее утро высоко в своей башне Рабейну Гершом услышал женский крик. Выглянув в окно, он увидел свою верную жену Двору. Со слезами на глазах она сказала: «Я пришла умереть с тобой».

«Я рад, что ты пришла, — ответил рабейну Гершом, — но не для того, чтобы умереть вместе со мной. Мы еще будем жить счастливо, потому что ты поможешь мне спастись! Слушай внимательно. Найди червя-древоточильщика и жука. Возьми шелковую нить, шнур и веревку. Обвяжите жука шелковой нитью. Затем привяжите шнур к шелковой нити и привяжите веревку к шнуру. Пусть червь ползет по стене башни, и жук будет преследовать его, принося за собой веревку, привязыной ко мне».

Примерно через неделю Иоанн однажды ночью проснулся от беспокойного сна, думая о Рабейну Гершоме. «Я уйду в пустыню, и, поскольку он наверняка мертв, я буду иметь огромное удовлетворение, злорадствуя над останками моего врага», — подумал про себя Иоан.

Вооруженный ключами от башни Йоан поднялся по лестнице башни и открыл камеру. Каково было его удивление, когда он увидел, что келья пуста и в ней не видно ни следа Рабейну Гершома! Но он совершил одну ошибку – закрыл дверь, забыв, что оставил ключ снаружи. И когда он, наконец, оправился от шока и разочарования и повернулся, чтобы уйти, дверь была прочно заперта, и никакие толчки не могли заставить ее открыться. Там, в той же тюрьме, которую он приготовил для Рабейну Гершома, Иоан просидел пока не умер от голода.

Пока Иоанн, незаметно для всех, лежал гниющим в башне, Рабейну Гершом, стоя на палубе парусной лодки, видел, как желанные берега его родной земли приближались и приближались.

Он отправился в Майнц, где его встретили с величайшим уважением и почетом. Там он основал и возглавил первую Йешиву на Рейне.

Его прозвали «Меор а-Гола» («Свет изгнания») — действительно подходящее название для этого великого человека. Рабейну Гершом, с его мудростью и любовью к Торе, Б-гу и человеку, был маяком света в те мрачные годы диаспоры и для всех последующих поколений.

 

Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!

 

(По поездке по Киврей Цадиким в Эльзас-Лотарингию с Рабанит Хавой Куперман)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications