Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103

Кевер: Рабейну Бахья бен Ашер ибн Халава

Бахья бен Ашер ибн Халава, известный также, как Рабейну Бaxье (1340—1255).
Место захоронения Хакук, рядом с Кевер Хавакук;
Рабейну Бахья считал своим учителем Рамбана, который был учителем Рабби Шломо бен Адерета, который первым использовал кабалу в комментариях Торы.
Рабейну Бахья бен Ашер ибн Халава родился в испанской Сарагосе где-то в середине 13 века.
Рашба с 40 лет, то есть с примерно 1275 года, именовали «манhиг адор» главным равином Барселоны, важного центра еврейской учёности, Рашба избран ещё значительно раньше.
Но ученик славой превзошел учителя. Рабейну Бахья был «илуем», еврейским вундеркиндом.
Жил Рабейну Бахья, насколько известно, большую часть времени в Сарагосе и работал местным «даршаном», проповедником, получая небольшую зарплату, которой едва хватало семье на пропитание.
Он был выдающимся каббалистом, но труд непосредственно по каббале «Оhель моэд» (Шатёр свидетельства), о котором он однажды упоминает, утерян. Его «Шулхан арба» (стол четырёх), посвящён законам, обычаям и духовному смыслу трапез, в нем Рав описывает духовные миры и, в частности Будущий Мир так просто и уверенно, словно это комнаты в его собственном доме.
Недавно доказано, что приписываемая Рамбану «Сефер эмуна вебитахон» (Книга веры и упования), принадлежит Рабейну Бахья.
Никогда, будучи одним из духовных лидеров поколения, он не занимал высоких должностей.
Самое знаменитое его творение — комментарий на Пятикнижие, ради которого он проработал практически всё, что было сделано прежде.
Рамбан, текст которого помещён во всех подробных комментариях на Пятикнижие («Микраот гдолот»), первым из наших учителей стал открыто использовать каббалу для интерпретации Святого Писания.
Рабейну Бахья идёт по пути учителя своего учителя и широко применяет методы каббалы для исследования трудных мест Письменной Торы — комбинации и сочетания Имён Вс-вышнего, гематрии (числовые анализы), структуру духовных миров и высших эманаций (сфирот) и т.д. Однако в отличие от Рамбана, Рабейну Бахья, говорит прямо и отчётливо, делая сокровенное достоянием широких масс. И даже неоднократно, цитируя Рамбана, раскрывает и расшифровывает его таинственные намёки и словоупотребления.
Неизвестно, на чём основан такой «поворот руля» — возможно, это связано с подходом другого (и главного) учителя его учителя — Рабейну Йоны из Геронди (1200-1263), двоюродного брата Рамбана (их матери были сёстрами). Кузен стал также сватом — дочь Рабейну Йоны вышла замуж за сына Рамбана. Сына своего, рождённого через несколько дней после скоропостижного ухода дедушки, супруги назвали Йоной — по совету другого дедушки, Рамбана.
Другим большим трудом рабейну Бахьи был «Кад акемах» (Бочонок с мукой), разделённая на 60 глав книга проповедей – Р. Бахье написал также своеобразную энциклопедию мусара (еврейской этики) – все статьи в ней расположены в алфавитном порядке по названию тем.
Книга «Хошен амишпат» (Судебный нагрудник), в которой он подробно описал сущность и разные виды пророчества — но до нас она не дошла.
В отличие от Рамбана, Рабейну Бахья не называет всех каббалистических источников, лишь вскользь упоминая книгу «Зоар», «Сефер а-баир» и Рамбана. Каждую главу он начинает с предисловия, в котором есть девиз-эпиграф из «Мишлей» (Притчей Соломоновых), разъяснённый согласно утерянному для нас комментарию Рабейну Йоны к Притчам.
Вслед за Рамбаном, Рабейну Бахья уделяет много внимания Земле Израиля.
В толковании к Книге Дварим он пишет:
«Эта книга — о последнем избавлении, обновлении мира, которое и есть цель творения… народ Израиля ещё никогда не достигал такого совершенства, которое наступит в результате последнего Избавления, после которого уже не последует изгнания (из Святой Земли)».
Пасук Торы гласит: «Смотри, Я дал вам эту Землю, идите же и наследуйте землю, о которой клялся Г-сподь отцам вашим — Аврааму, Ицхаку и Якову, чтобы дать её им и потомству после них».
Рабейну Бахья, основываясь на мидраше «Ялкут а-Шимони», поясняет: «дать им» — это вышедшие из Египта, «потомству их» — это вышедшие из Вавилона, «после них» — во времена Машиаха. Каждому наследованию соответствует Храм, два первых — Храм Давида и Шломо и Храм Эзры и Нехемьи разрушены, Третий Храм будет вечным.
Вот что будет происходить во время изгнаний — здесь рав следует традиции пророков и недавним интерпретациям Рамбана: «Те, кто заселит её, оставят её заброшенной. Те, кто поселятся на (Земле Израиля), не построят на ней ни стены, ни башни, будут пытаться заселить её, но не преуспеют. Есть в этом великий знак для Израиля, что с того дня, как Страна разорена, она не примет ни одного народа, пока не вернутся на неё её птенцы».
Рабейну Бахья написал, что «Третий Храм будет построен потомками Эдома» (Эсава). Само слово «Эдом» (адом) буквально означает «красный» (рыжий)! Таким был Давид, которого поначалу подозревали в сходстве с Эсавом-Эдомом и оттого в склонности к кровопролитию.
Можно найти у Рабейну Бахья сведения о демонах (и о том, что они пережили Потоп в Ковчеге Ноаха), о пребывании Моше на горе Синай и что 120 дней его нахождения «на небесах» соответствуют 120 годам его жизни, о смысле жертвоприношений и об отношении к пришельцам.
Рабейну Бахья дополняет, что в перечне 42 переходов заключены тайны, связаные с конечным избавлением в конце времен. Ведь как предсказывали пророки, конечное избавление будет во многом похоже на выход из Египта. И подобно тому, как 40 лет евреи блуждали по пустыне, так они будут блуждать по “пустыне народов” перед приходом Машиаха (Йехезкель).
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications