Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Меир бен Барух из Ротенбурга – Маhарам из Ротенбургиз Ротенбурга – Маhарам из Ротенбург (1215, Вормс – 1293, Энзисхейм, Эльзас) – ученый-талмудист и тосафист.
Йорцайт – 19 Ияра
Место захоронения – Вормс (старое кладбище), Германия
Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста Рабби Ицхака бен Моше. Впоследствии учился у величайших мудрецов Германии, Эльзаса и Франции, включая тосафистов: Рабби Шмуэль бен Шломо из Фалеза и Йехиэля бен Йосефа из Парижа.
Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином; спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш…» («Спроси, сожженная в огне…»), которая была впоследствии включена в сборник кинот (плачей), произносимых в день 9 Ава. После этого Маhарам вернулся в Германию и обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет.
Слава Меира бен Баруха, как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников. К Меиру бен Баруху обращались известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании.
Сохранилось около тысячи респонсов (ответов на вопросы по еврейскому закону) Маhарам из Ротенбург, что превышает общее число, сохранившихся респонсов всех остальных авторов Тосафот (комментаторов Талмуда, 11-13 вв.) Подавляющее большинство респонсов Маhарам из Ротенбург посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению.
Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минъаг, установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы. Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в различных странах Европы.
13-й век был веком, когда в Германии повсеместно начались кровавые наветы и преследование евреев. Вселенский собор католической церкви 1215 г. официально одобрил дискриминацию евреев, хотя и принял решение защищать их от погромов.
Даже когда король Рудольф Габсбург в 1273 году начал наводить порядок в стране и прекратил сотрясавшие Германию войны, положение евреев не улучшилось. И сам Рудольф, и последующие короли умело пользовались бесправием еврейского народа и с удовольствием грабили его.
Рудольф наложил на евреев страны дополнительный налог. Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Однако новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии.
В эти дни Маhарам из Ротенбург покинул кровавую Германию и отправился в Эрец Исраэлъ. На итальянской границе его опознал еврей-выкрест и сообщил правителю города о бегстве знаменитого рава. Раби Меира вернули в Германию, и король Рудольф велел заточить его в крепость Энзисхэйм – Chateau du Haut Koenigsbourg (Замок Верхний Кенигсбург) – за попытку выехать за пределы Германии без соответствующего разрешения.
За освобождение Рабби Меира король потребовал с еврейских общин огромный выкуп, который был собран благодаря стараниям его ученика Рабби Ашера бен Йехиеля – Роша. Однако Маhарам запретил передавать выкуп, опасаясь, что это создаст прецедент и короли и феодалы станут в дальнейшем арестовывать видных еврейских деятелей и требовать баснословные деньги за их освобождение.
В течение 6 лет провел в крепости Рабби Меир и умер в 1293 году. Но даже после его смерти королевские власти требовали выкуп за тело Маарама, но евреи не пошли на соглашение, так как это противоречило желанию покойного. Только через 14 лет богач Александр Зискинд Вимфен истратил на выкуп все свое состояние и похоронил останки учителя на кладбище Вормса. Когда члены общины спросили, что он хочет за такую мицву – тот ответил: быть похороненным рядом с великим Маhарамом из Ротенбурга и его желание было исполнено.
На фото ниже их могилы рядом.
Желание Маhарама исполнилось: германские правители поняли, что шантаж бесполезен и еврейские мудрецы, следуя примеру Рабби Меира из Ротенбурга, не позволят общинам платить за себя выкуп.
Согласно «Шем а-Гедолим» Рабби Хаима Йосефа Давида Азулая, ученик Рабби Меира по имени Меир а-Коэн написал знаменитый комментарий к Мишне Торе Маймонида под названием «Хагахот Маймонийот». Раввин Меир не написал ни одной крупной работы, но написал множество заметок, комментариев, изложений и стихов, а также 1500 респонсов. Его ученик Рош (Рабби Ашер бен Йехиэль) кодифицировал большую часть его учения. Его респонсы имеют большое значение для исследователей Талмуда.
Рабби Меир хорошо известен, как тосафист и, в частности, является автором комментария Тосафот к талмудическому трактату Йома; он цитируется в «Тосафот» в различных других трактатах.
Пусть Зхут Цадика Маhарама из Ротенбург хранит Ам Исраэль!
(По поездке по Киврей Цадиким в Эльзас-Лотарингию с Рабанит Хавой Куперман, текст Элиезер Лесовой)
Инструменты доступности