Меарат Мудрецов Цфата
Здесь покоятся:
1. Рабби Яаков Бейрав, учитель Рабби Йосефа Каро
Йорцайт – 1 Ияра;
Рабби Яаков бар Моше Бейрав (Маари Бейрав) – раввин г. Цфата, один из духовных лидеров евреев Земли Израиля, Египта и Сирии.
Родился в Испании, в г. Толедо. Изучал Тору у главы толедской Йешивы р. Ицхака Абуава.
Когда евреи были изгнаны из Испании, р. Яаков Бейрав бежал в Португалию, а затем в Марокко — в 18 лет он стал раввином города Феса, старинного центра Торы. Впоследствии он перебрался в Каир, столицу Египта, и вошел в состав городского раввинского суда. В 1524 году р. Бейрав поселился на Земле Израиля, в г. Цфате, расположенном в горах Северной Галилеи. З
В 5298 /1538/ году р. Бейрав предложил возобновить передачу смихи (раввинского посвящения), прерванную более тысячи лет назад.
Смиха передавалась от учителя к ученику, начиная с Моше Рабейну, получившего Тору на горе Синай. Вскоре после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы и казни Раби Акивы цепь посвящения была насильственно прервана. Однако великий законоучитель Рамбам считал, что «если мудрецы Земли Израиля, объединившись, посвятят ряд судей и вручат им смиху, эти судьи смогут …передать смиху дальше» (Законы Санхедрина4:11), — и цепь вновь продолжится. И вот р. Бейрав обратился к этой идее, пытаясь оказать помощь марранам — насильно обращенным в христианство евреям. Многие из них, бежав из Испании и Португалии, стремились вернуться к своим еврейским корням.
Его идею поддержали два выдающихся цфатских законоучителя — р. Йосеф Каро, составитель кодекса Шульхан арух, и р. Моше Терани (Мабит). Собравшись вместе, все мудрецы Цфата посвятили своего главу р. Бейрава и вручили ему первую смиху, чтобы от него потянулась новая цепь.
Затем они направили посланников к раввину Иерусалима р. Леви Ибн Хабибу (Ральбаху; см.), предлагая ему поддержать новое начинание и принять смиху от р. Бейрава. Однако Ральбах занял непримиримую позицию, отрицая правомочность такого посвящения; его поддержал и главный раввин Египта р. Давид Ибн Зимра (Радваз; см.), и осуществление идеи р. Бейрава было приостановлено.
Тяжело переживая неудачу своего предприятия, Маари Бейрав писал: «Мне очень горько, что я не удостоился выполнить эту заповедь — назначить достойных судей, которые могли бы вдохнуть новую жизнь в народ Израиля и возвратить его на Святую Землю. И благому Г-споду ведомо, что все мои намерения были лишь во славу Небес, а не ради собственного величия».
Тем временем по ложному доносу турецкие власти приговорили р. Бейрава к высылке из Святой Земли. Учитывая, что согласно закону Торы, смиха может быть передана только на Земле Израиля, он посвятил четырех своих ближайших сподвижников: р. Йосефа Каро, р. Моше Терани, р. Моше Галанти и р. Моше Кордоверо (Рамака). В дальнейшем р. Каро передал смиху р. Моше Альшейху, а тот — своему ученику, р. Хаиму Виталю. Р. Бейрав был сослан в Дамаск, однако затем возвратился в Цфат. Умер в Цфате, в субботнюю ночь первого дня месяца ияр 5306 /1546/ года.
2. Альшейх а-Кадош – Рабби Моше Альшейх, глава города Цфата во времена Ари. Йорцайт – 13 Нисана;
Альшейх а-Кадош – родился он в Адрианополе (Эдирне) в 1508 году. Учился в Йешиве в Салониках у раввина Йосефа Тайтацака. В дальнейшем переселился в город Цфат. Учился у Йосефа Каро, автора книги «Шулхан Арух» и получил от него смиху(статус раввина). Прославился, как оратор. Выступал по субботам с речами в синагоге. Ездил по еврейским общинам Ближнего Востока в целях сбора средств для ешив Цфата. Написал ряд книг — комментариев к Танаху. Возглавлял ешиву в Цфате. Среди его учеников наиболее известны раввины Хаим Виталь и Йом-Тов Цахалон.
Р. Альшейх был первым из четырех мудрецов, которые на века удостоились подобного звания: Акадош (святой). Этот почетный титул традиционно добавляется также к именам великих кабалистов Земли Израиля — р. Ицхака Лурии (Ари Акадош; см.), р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.) и р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаимАкадош; см.).
В 5347 /1587/ году, в возрасте 80 лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альшейх переехал в г. Дамаск. Начиная с 5350 /1590/ года, он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата.
Помимо толкований на Пятикнижие, р. Моше Альшейх составил комментарии на все книги пророков (кроме Йехезкеля), а также на Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи Шломо), Шир аширим (Песнь Песней), на книги Даниэля, Йова и Рут. В 5352 /1592/ году во время пребывания в Стамбуле он впервые опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи Мендес. Большую часть рукописей он направил для издания в Венецию, где еще при его жизни появились комментарии на Шир аширим (в 5351 /1591/ г.) и на Мишлей (в 5352 /1592/ г.).
Умер в Цфате в 1593 году. На крыше пещеры есть отдельное надгробие Альшейха.
3. Рабби Йосеф Йеуда Хаким – раввин Цфата.
(Толдот ру, Zissil.com)