Гаон Рабби Шмуэль бен Натан Нате а-Леви из Колин (Богемия), автор «Махацит а-Шекель» (1720–1806)
Йорцайт – 1 Нисана
Место захоронения – Босковицы, Моравия, Чехия
Он был талмудистом и галахистом, наиболее известным своей работой «Махацит а-Шекель».
Любимый друг Марана – Хатам Софера, который переписывался с ним по Галахе и Диврей Тора.
Сын Натана Нате а-Леви, он родился в Колине, Богемия.
Почти 60 лет он возглавлял Йешиву в Босковицах, Моравия, где и умер 20 мая 1806 года.
Он носил титул Ав Бейт Дин из Босковиц, а затем и Простиц.
У Рабби Шмуэля было 3 сына и 3 дочери: Бенджамин Зеев а-Леви (Волк) Босковиц (1746–1818), Яаков (ок. 1750–1833), Йегуда (ок. 1751–1800), Сара (Хинда) вышла замуж за Маркуса (Мордехай Лоб) Вассертриллинг из Босковиц, Эстер вышла замуж за Бернхарда Биаха. Его сын Вольф Босковиц произнес проповедь на его похоронах. Его потомок в 5-м поколении, доктор Макс Антон Лёв, обращенный в католицизм, был поверенным антисемита Фрэнсиса Декерта.
Его работы были опубликованы под названием «Махацит а-Шекель» следующим образом: эти комментарии появляются в настоящее время в большинстве изданий Шулхан Арух.
Обширный суперкомментарий к «Маген Авраам» Авраама Абеля Гомбинера о Шулхан Арух, Орах Хаим (Вена, 1807–1808; 2-е изд. 1817)
Суперкомментарий к «Шаху» на Шулхан Арух, Йоре Деа Хилхот Нидда (Лемберг, 1858 г.) и Хилхот Мелиха (1860 г.)
Сипурей Цадиким
Спасение общины от погрома
Рабби Шмуэль Бен Натан а-Леви жил в Босковицах, Моравия, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. К сожалению, в Босковицах против евреев были выдвинуты обвинения в кровавом навете. Обвинения чуть не привели к погрому. По сути, утверждалось, что нееврейский ребенок был убит, чтобы его кровь добавить в пасхальную мацу. Ходили слухи, что нож, приставленный к телу ребенка, принадлежал городскому раввину – самому Раву Шмуэлю. Рав Шмуэль был помещен в тюрьму до суда. Когда Рав Шмуэля предоставили в качестве свидетеля, его спросили, принадлежит ли ему этот нож. Вопреки совету своего адвоката он ответил, что орудием убийства был его нож, но он понятия не имеет, кто убил ребенка. Его адвокат уволился. Другие пытались убедить его отказаться от владения ножом, но он отказался. Судья дал ему еще одну возможность отказаться, но безрезультатно.
Рав Шмуэль не стал бы лгать. Он оставался непреклонным, что это был его нож.
Затем судья повернулся к собравшимся в здании суда и сказал: «Нет никаких сомнений в том, что это невиновный человек, потому что его честность ставит его под угрозу». Затем встал прокурор и заявил, что у него есть еще один свидетель. Свидетель обвинения показал: «Я много раз бывал в доме раввина и полностью знаком со всеми ножами в доме раввина. Я могу с полной уверенностью заявить, что нож, которым было совершено убийство, имеет очень тонкую полость над верхним отверстием ножа, и я видел это самое оружие в доме раввина!» Судья посмотрел на нож и подтвердил, что нож был именно таким, как описал свидетель. Евреи в зале суда были в ужасе. Судья спросил Рава Шмуэля: «Что вы теперь можете сказать?» Рав ответил: «Теперь я хочу изменить свое предыдущее свидетельство». Судья сказал: «Вы издеваетесь над залом суда?? Вы не можете изменить свое показание». Рав ответил: «Я все еще утверждаю, что нож на самом деле мой. Но ранее я заявил, что понятия не имею, кто убил ребенка. Теперь я верю, что у меня есть идея. Он указал на свидетеля». «Любой может прийти ко мне домой и узнать, какие ножи у меня есть. Но только один нож, найденный здесь, имеет ту своеобразную полость, которую описал предполагаемый свидетель. Я считаю, что единственный возможный способ, которым этот свидетель мог узнать о полости над верхним отверстием ножа, — это если бы он сам держал ее в руках», — продолжил раввин. После этого свидетель признался в убийстве ребенка. Если бы Рав Шмуэль солгал и сказал, что нож не его, его бы заподозрили во лжи, когда свидетель смог бы точно опознать нож и сказать, что это нож Рава. И тогда никто бы не поверил, когда он впоследствии обвинил свидетеля в убийстве. Так, через сильную веру в истину, Рав Шмуэль спас и себя и всю общину от кровавого навета.
Пусть зхут Цадика защитит Ам Исраэль!
(https://www.theyeshivaworld.com/news/headlines-breaking-stories/2097762/how-the-author-of-the-machatzis-hashekel-averted-a-pogrom.html)