Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Мататьягу бен Йоханан Коэн а-Гадоль – Хашмонай
Йорцайт – 15 Хешвана;
Место захоронения – Мево Модиин;
Мататьягу бен Йоханан был лидер еврейского восстания против греков в эпоху Второго Храма. Главный герой праздника Ханука.
После смерти Александра Македонского земли Ближнего Востока были разделены между разными правителями. На севере Сирией правил Антиох Епифаний, который в конце концов стал правителем земли Израиля. Антиох считал себя представителем греческой (эллинистической) культуры, которую он хотел распространить по всей своей империи.
Иерусалим, духовный центр иудаизма, с его Святым Храмом, великими академиями Торы и многочисленным еврейским населением, был естественной мишенью для жесточайшего применения антиеврейских указов. Чтобы донести свою точку зрения, греки построили спортзал, один из центральных символов греческой культуры, прямо рядом с Храмом (Вторым Храмом). Они хотели сделать Йерусалим греческим городом. Антиох Епифаний издал указы против иудейской религии, запрещающие соблюдение Шаббата, обрезание и изучение Торы. Он построил жертвенник в Храме и заставил евреев приносить жертвы греческим богам. Греки также воздвигали жертвенники своим богам на улицах Иерусалима. В конце концов они настояли на том, чтобы статуя Зевса была помещена в самом Храме.
По этим причинам Мататиягу, ученый и праведный потомок рода Хашмонаим, перевез свою семью из Иерусалима в 40 км. – на север до Модиина. Но и там за ними последовало царство террора.
Еврейская община разделилась в ответ на призыв к ассимиляции. Некоторые видели в ассимиляции положительное и модернизирующее влияние и приветствовали освобождение от еврейской ограниченности. В общем, поляризовались два лагеря: еврейские ассимиляторы (так называемые эллинисты) с одной стороны и набожная наблюдательная община с другой.
Дело дошло до апогея в небольшой деревне под названием Модиин, недалеко от Иерусалима. Однажды пришли греческие солдаты и потребовали, чтобы евреи принесли в жертву языческому богу свинью. Сначала никто не выступил вперед, и евреи стояли в гордом неповиновении своим языческим угнетателям. Но затем еврей-эллинист вызвался совершить фиктивное приношение.
Разъяренный этим безобразием, Мататьяу убил человека на месте, а затем убил присутствовавших греческих солдат. Матитьяу и пятеро его сыновей бежали в близлежащие пещеры и стали ядром партизанского боевого отряда (167 г. до н. э.). Они были готовы сражаться и умереть, чтобы сохранить исключительное поклонение иудаизму, сражаясь с греками не только в военном, но и в религиозном плане.
Пожилой Матитияу умер в течение года и так и не увидел успеха начатого им восстания. Его сын Йеуда Маккавей («Маккавей» является аббревиатурой стиха Торы «Кто сравнивается с Тобой среди сильных, Господи»), блестящий тактик и лидер, стал лидером. С горсткой людей Иегуда Маккавей разбил армию Антиоха и освободил Иерусалим в 165 г. до н.э.
Войдя в Храм, они обнаружили, что он использовался для поклонения языческим идолам. Все в нем было заражено. Все пришлось заменить. Даже алтарный камень был снят и спрятан где-то под Храмовой горой. В Сефер а-Макабим (4:46) говорится, что камень был спрятан до тех пор, пока не придет Нави (пророк) и не откроет им, что с ним делать. Установлен новый алтарный камень. После многих дней подготовки, 25 Кислева, евреи открыли Храм. Празднование открытия Храма длилось восемь дней. Затем Йеуда а-Маккави постановил, что эти восемь дней должны помниться и соблюдаться из поколения в поколение. Таким образом, у нас есть праздник Ханука.
В эти восемь дней у нас есть возможность соединиться со Светом Чудес, дарованным евреям в то время Б-гом, особенным Светом, вновь появляющимся каждый год в течение этих восьми дней, чтобы помочь нам совершать чудеса в нашей жизни сегодня!
По словам Ари, Рабби Ицхака Лурии, души Надава и Авиу (сыновей Аарона Ха-Коэна) перевоплотились в Мататьяу. (Шаар ха-Гилгулим, хакдама 36)
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
Инструменты доступности