Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак) — один из величайших кабалистов всех поколений. Годы жизни: 5282—5330 (1522—1570 гг.)
Место захоронения – Цфат;
Йорцайт – 23 Тамуза;
Его фамилия Кордоверо показывает на происхождение его рода – Кордово (Испания).
Рамак жил в Цфате и с юных лет приобрел репутацию необыкновенного гения.
Он был также одним из четырех, получивших особую смиху – рукоположение от великого Рабби Йакова Бейрава – в 1538 году вместе с Рабби Йосефом Каро, Рабби Моше Трани и Раюби Йосефом Сагисом, причем все они были намного старше и более известны, чем это юное дарование.
В 1542 году в возрасте 20 лет Рамак услышал небесный голос, убеждающий его учить Кабалу с его шурином Рабби Шломо Алкабецем, автором «Леха Доди».
Так он стал посвящен в тайны святого «Зоар а-Кадош» Рабби Шимона бар Йохая.
Юный Рамак легко усвоил Зоар. Это однако не удовлетворило его, потому как текст зачастую туманен, и в нем отсутствовала структура.
Чтобы прояснить их в своем уме, он начал писать две книги. Первой была «Ор Якар» (Драгоценный свет) многотомный труд из 16 томов комментариев на Зоар.
Вторая «Пардес Римоним» (Гранатовый сад) укрепила его бессмертную славу.
Три другие книги, благодаря которым Рамак приобрел известность – «Томер Двора», «Ор Неэрав» и «Елима Раббати».
Около 1550 года Рамак основал академию кабалы в Цфате. Он руководил этой академией 20 лет до самой смерти. Известно, что пророк Эльягу являлся ему.
Среди его учеников было множество светил из Цфата, включая Рабби Элиягу де-Видаса, автора «Решит Хохма»и Рабби Хаима Виталя.
Эта группа мистиков, изучая Зоар, принимала участие во многих покаяниях, чтобы приблизить искупление.
Когда Аризаль приехал в Цфат, он присоединился к этой группе кабалистов, ведя себя с великой скромностью, надеясь скрыть свое величие. Только Рамак с его даром видения понял, кем он был.
Перед смертью Рамак сказал: «Я вскоре покину эту землю. После моей смерти некто заменит меня. И хотя многие из утверждений этого человека могут показаться противоречащими моим, не противьтесь ему и не спорьте с ним, ибо они идут из того же источника, как и мои, и они совершенно истинны. Его душа – искра Шимона бар Йохая, и кто бы не противился ему, противится Шхине».
«Как его зовут?» – спрашивали ученики.
«Я не могу сказать вам. Пока он не хочет, чтобы о нем знали. Однако я могу сказать: тот, кто увидит облако, которое будет следовать за моим гробом на моих похоронах, будет моим преемником».
Через несколько недель, в 23-й день месяца Тамуз, Рабби Моше Кордоверо поднялся в небесную Йешиву.
Большая толпа провожала Рамака в последний путь, и все рыдали. Когда процессия дошла до определенного места, ученики сказали: «Мы должны похоронить его здесь, около одного из величайших мудрецов Израиля».
Однако Ари остановил их: «Не хороните его здесь. Облако, которое следует за его гробом, продолжает двигаться, показывая, где Рамак хочет быть похоронен».
Услышав эти слова, все были шокированы. Теперь они узнали своего нового учителя.
В этот самый день слава Ари начала распространяться, и множество великих учеников начали собираться вокруг него.
Сгулот в Йорцайт Рамака
Ребе из Цанза «Диврей Хаим», זצ”ל, учил своих хасидов (как услышал его внук, Рав Моше Хальберстам,זצ”ל, от Сатмар Ребе, זצ”ל): «Изучение книги «Томер Двора» – сгула от многих недугов и может помочь вылечить самую страшную из известных болезней».
Рекомендуется учить «Томер Двора» 1 раз в неделю, хотя эту книгу нелегко понять.
Эта сгула работает по принципу «мида ке–негед мида» (мера за меру). В «Томер Двора» детально проанализированы 13 Б-жественных Атрибутов Милосердия, упомянутых в Михе 7:18-20.
Если человек будет подражать Атрибутам Б-га и поступать так, как Он поступает – с терпением, состраданием, прощением и т.д. к людям, то и Ашем будет соответственно вести Себя с нами – мида ке-негед мида – и будет терпеливым, сострадательным и прощающим.
Лимуд в Йорцайт РАМАК
Учит Рамак в «Томер Двора»: «Из-за каждого плохого поступка человека в мире появляется злой ангел. Он поднимается к Б-гу и просит пропитания.
Говорит ему Творец: тот, из-за которого ты создан, позаботится о тебе.
Тогда злой ангел спускается и прилепляется к человеку, в результате плохого поступка которого он произошел.
Теперь, когда Вс-вышний посылает этому человеку жизненные силы – святость, которая должна превращаться в здоровье, материальные и духовные блага, – часть этой святости злой ангел берет себе.
Если этих ангелов становится много, к человеку приходят болезни и бедность.
Кроме этого, злые ангелы вызывают у человека желание делать плохие поступки снова и снова.
Как мы видим, все эти силы зла существуют только за счет святости».
Пусть Зхут Цадика хранит весь народ!!!
P.S. На фото Переводчик и Комментатор “Томер Двора” – Рав Бенцион Меламед
(Tzadikim.com, rabanitiris.com)
Инструменты доступности