Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Йеошуа бен Ханание было поручено участие в споре с афинскими мудрецами – закрытой сектой, в которую невозможно было пробраться. Победа в споре с афинскими мудрецами давала Рабби Йеошуа шанс выпросить облегчение участи для еврейского народа у императора Андриана. Хитроумно проникнув в замок мудрецов, Рабби Йеошуа поставил под угрозу свою жизнь.
Под страхом смерти ему был задан вопрос.
Афинские мудрецы показали ему два куриных яйца и потребовали ответить:
“какое из них снесла белая, а какое черная курица”.
В ответ, Рабби Йеошуа достал из своей катомки две головки козьего сыра и сказал, что ответит на вопрос после того, как мудрецы определят, какой из сыров сделан из молока белой козы, а какое из молока черной?
Казалось бы, зачем Талмуд рассказывает нам об этом споре? Какая разница между белыми и черными козами и курами?
Великий Маарша обьясняет коды данного спора.
Время созревания яйца в теле курицы – ровно 21 день. Столько же дней от 17 Тамуза до 9 Ава. Афинские мудрецы говорят Рабби Йеошуа: “Творец отказался от избранного народа, с 17 Тамуза, когда, увидев золотого тельца, Моше разбил скрижали завета, закончился союз евреев с Б-гом. Курица из белой превратилась в черную. Теперь, навеки, эти три недели будут символизировать беды и несчастья для евреев. Не даром, именно 9 Ава разрушены оба Храма и многие беды случались в этот день на протяжении веков”.
Но мудрый Рабби Йеошуа отвечает: двух козлов в Йом Кипур – день искупления для еврейского народа – приводили к Главному Коэну. Одного приносили, как искупительную жертву, второго сбрасывали с обрыва – это была жертва для Азазеля. Но даже, этот “черный козел” имел на рогах ленту, которая на глазах всего народа, из кроваво-красной, становилась белой, знак того, что еврейский народ был прощен. А это значит, что черной курице суждено стать белой.
Учит Раби Йешуа бен Ханания, что 21 день не только между 17 Тамузом и 9 Ава – «тёмными» днями в еврейской истории, но у нас 21 день и между Рош Ашана и Ошана Раба – «светлыми» днями для еврейского народа – временем духовного очищения, прощения и искупления грехов.
Рабби Йеошуа бен Ханания учит нас, что период от 17 Тамуза до 9 Ава в скором времени станет большим Холь а-Моэдом, периодом между двумя праздниками. 9 Ава это не только день бед, но и день рождения и проявления Машиаха в нашем мире.
Пусть же поскорее придет Машиах и мы отпразднуем день восстановления Третьего, вечного Храма в Иерусалиме.
Раби Ишмаэль в Риме
Рабби Ишмаэль был необычайно красив и мудр, и, еще мальчиком, его отвезли в Рим. Великий Рабби Йеошуа бен Ханания, будучи в Риме, узнал, что еврейский мальчик был пленником в этом городе. Он прошел мимо места, где мальчик содержался в плену, и позвал: «Кто отдал на разорение Яакова и Израиль в руки грабителей?», цитируя отрывок из пророка Йешаягу (42:24). И тут же мальчик ответил ему: «Разве не Б-г, против которого мы грешили и не желали идти путями Его?» – цитируя слова пророка из второй части того же стиха. Рабби Йеошуа сделал все, чтобы выкупить этого мальчика: «Я уверен, что мальчик вырастет и станет одним из величайших мудрецов». (Гитин 58а)
Рабби Ишмаэль стал учеником величайшего Рабби Нехунии бен Акана, автора кабалистической книги «Сефер Баhир» и молитвы «Анна бе-Коах».
С особой любовью Рабби Ишмаэль относился к мицве «Ахнасат кала». Он говорил: «Дочери Израиля действительно прекрасны, но их бедность заставляет их выглядеть уродливыми». Когда Рабби Ишмаэль умер, все дочери Израиля оплакивали его смерть. (Недарим 66аб)
Инструменты доступности