Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Бенаяу бен Йеояда – великий полководец двух Царей Израиля – Давида и Шломо.
Он был сыном Йеояда hа-Коэна.
У Бенаяу был сын по имени Аммизавад, который помогал ему в управлении военных подразделений, так как его отец был министром армии Царя Давида, которая была разделена на 12 подразделений, с тем, чтобы каждый месяц служить Царю Давиду. Бенаяу отвечал за 3-й месяц (Сиван). Он также был 12-ым главой Сангедрина во время правления Царя Давида.
Бенаяу был каббалистом и известен своими медитациями в «Йихудим».
Сказано в Шмуэль 2 (23:20): «И Бенаяу бен Йеояда, сын доблестного человека (Бен Иш Хай), велик в делах (своих), из Кавцеэйла; он побил двух героев Моавитских; он же сошел и убил льва во рву в снежный день. Он же убил одного Египтянина, человека видного; а в руке у того Египтянина (было) копье, и подошел он к нему с палкой, и вырвал копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем. Вот что сделал Бенаяу бен Йеояда, и он был именит среди тех трех храбрецов; Он был самым знатным из тридцати, но (первым) трем он не был равен; поставил его Давид исполнителем своих приказаний».
Зоар о Бенаяу бен Йеояда
В Зоар а-Кадош (1: 7а) говорится: «Бенаяу никогда не отходил от стенок сердца Давида. Между ними никогда не будет разделения».
Согласно Зоар а-Кадош, Бенаяу бен Йеояда был самым важным из 30 Цадиким, существовавших в мире.
Имя Бенаяу происходит от слова «бина» – понимание.
Гематрия его имени בניהו равна 73, это также и гематрия слова «хохма» – חכמה (мудрость) равно 73 – подразумевая, что он полностью использовал свой разум.
Аризаль учит, Бенаяу бен Йеояда – это исправление Элиэзера (раба Авраама).
Имя בניהו буквально означает «сын Йеhу», где Йеhу – первые три буквы имени Бога – Авайя (йуд, heй, вав).
Имя его отца, Йеояда – יהוידע – буквально означает «тот, кто знает Йеhу». Таким образом, учит Аризаль, что душа Элиэзера перевоплотилась в отца и сына.
Первая часть его имени בנ – это коннотация наполнения сущностного Имени Б-га, Авайя, которое соответствует сфире Малхут (Царство) и Устной Торе. Вместе две части его имени означают, что он был тем, кто добавил низшую мудрость, мудрость Устной Торы, в первые три буквы сущностного Имени Б-га, которые соответствуют Небесной, Письменной Торе.
Действительно, его полное имя בניהו בן יהוידע בן איש חי равно по гематрии 611, что равно гематрии слова Тора – תורה.
В Зоар говорится, что два Храма существовали в заслугу Бенаяу бен Йеояда, все его поколение получило от него Шефу (изобилие) и после его ухода «поток сверху» прекратился.
Как нашли Кевер Бенаяу бен Йеояда
Рабби Хаим Виталь был послан своим учителем Аризалем для медитации «Йехудим» на могилах Абае и Равы в Овните. Когда он вернулся, то был удивлен, что Аризаль встал в его честь, поприветствовал его, протянул правую руку и был очень рад ему. Когда Рабби Хаим Виталь спросил о причине странного поведения своего учителя – тот ответил, что он встал в честь души Бенаяу бен Йеояда, которая сопровождала Рабби Хаима Виталя.
Три месяца спустя Аризаль и его ученики прошли рядом с одним местом и Ари указал на груду камней сказав, что видит бе Руах а-Кодеш, что здесь находится кевер Бенаяу бен Йеояды. Рабби Хаим Виталь вспомнил, как по пути на могилу к Абае и Раву, нуждаясь в отдыхе, он сел на эту же самую груду камней и попрактиковал «Йихуд», который дал ему его учитель. Как сказал Аризаль, благодаря силе этого «Йихуда» Бинаяу присоединился к Хаиму Виталю.
Ашмадей и червь Шамир
Когда Царю Шломо понадобился червь Шамир для строительства Храма – он приказал Бенаяу бен Йеояда, захватить Ашмадея (царя демонов).
Для этой цели царь дал ему цепь и кольцо, на которых было выгравировано Б-жественное Имя. Он также дал ему пучок овечьей шерсти и наполненные вином фляги.
Бенаяу отправился к горе и нашел колодец Ашмадея.
Он вырыл под ним вторую яму, просверлил отверстие в дне колодца и отвел воду в нижнюю яму. Потом Бенаяу наполнил яму Ашмадея вином и закрыл отверстие пучком шерсти, которую ему дал Шломо.
Возвратясь вечером, Ашмадей нашел в своей яме вино и очень удивился. Ему не хотелось пить вина (поскольку он боялся отравиться), но, томимый жаждой, не выдержал, выпил и заснул.
Тогда Бенаяу спустился с дерева, на котором скрывался, и закрепил на шее Ашмадея цепь. Проснувшись, и, обнаружив себя в цепях, Ашмадей стал отчаянно рваться из пут.
«Стой, — закричал ему Бенаяу. — На тебе Имя Вс-вышнего, твоего Хозяина!»Ашмадей позволил Бенаяу привести себя к царю Шломо, но по пути его обуял дух разрушения: он ломал деревья и рушил дома.
Когда они проходили мимо хижины бедной вдовы, она умоляла его не ломать ее хижины. Ашмадей сжалился над ней, но в сердцах так резко отвернулся, что сломал собственную ключицу. «Справедливы слова Шломо! — воскликнул он. — Мягкий язык ломает кость». (Мишлей 25:15) (Демон имел в виду, что его сила уступила кротким мольбам бедной вдовы.)
Затем они прошли мимо слепого, ощупью искавшего свой путь, и Ашмадей помог ему. Он помог также пьянице, который шел по дороге. Когда они проходили мимо свадебной процессии, Ашмадей заплакал, а услышав, как человек приказал сапожнику: «Сделай мне башмаки, которые продержатся семь лет и не разорвутся», залился смехом. Его также очень позабавил маг, демонстрировавший свое колдовское искусство.
Затем они прибыли в Иерусалим и, прождав три дня, были приняты царем Шломо.
После аудиенции у царя Шломо, Бенаяу спросил Ашмадея о его странном поведении по дороге.
– «Почему ты помог слепому?» — спросил он. «Я услышал на Небесах, – ответил Ашмадей, – что этот человек – цадик гамур (совершенный праведник). Всякий, кто поможет ему, получит долю в мире грядущем».
– «Но зачем надо было помогать пьянице найти дорогу?» — спросил Бенаяу. «Я слышал, как на Небесах было провозглашено, — ответил царь демонов, – что он — раша гамур (абсолютный грешник ). Сделав ему добро, я воздал ему за все добрые дела, которые он, возможно, совершил в своей жизни. Поэтому он получит свое наказание в мире грядущем сполна».
– «А почему ты заплакал, увидев жениха и невесту?» — «Мне известно, что жениху суждено умереть через месяц, и его жена будет оставаться вдовой двенадцать лет».
– «А почему, — продолжал спрашивать Бенаяу, — ты смеялся над человеком, который велел сапожнику сшить башмаки, чтоб они служили ему семь лет?»
«Потому что я знаю, — ответил Ашмадей, — что он не проживет и семи дней».
– «А что так развеселило тебя в словах мага, мимо которого мы проходили?»— спросил Бенаяу. Ашмадей ответил: «Он утверждал, что ему известно о событиях, которые происходят на краю мира, когда на самом деле ему неизвестно даже то, что прямо у него под ногами зарыто сокровище!»
Бенаяу не задал вопросов о домах и деревьях, которые крушил Ашмадей по дороге, ибо знал, что демоны — разрушители по своей природе.
Но то, что демон может кому-то помочь, казалось ему странным. Из ответов Ашмадея, Шломо и его советники узнали много важного: оказывается, демоны наделены способностью причинять вред людям, которые считают, что они твердо и уверенно стоят на земле. Но они приходят на помощь бедным и скромным, а также праведникам, которым уготован будущий мир.
Царица Савская
Когда царица Савская пришла в гости к царю Соломону, он послал Бенаяу бен Йеояда, чтобы поприветствовать ее.
Бенаяу был настолько красив, что царица подумала, что он и есть царь. Вот как описывается его красота: «он похож на особый свет, который поднимается и светит утром, на сияющую звезду Венеры среди других звезд, и на розу, которая растет на потоках воды».
Молоко львицы
Однажды, когда Царь Персии был смертельно болен, врачи сказали ему, что его единственная надежда – пить молоко львицы. В отчаянии, он попросил помощи у мудрого Царя Шломо, который поручил Бенаяу бен Йеояде найти молоко львицы. Бенаягу взял 10 коз, нашел логово львицы и каждый день приходил к ней с 1 козой и приучал львицу к себе. Через 10 дней львица подпустила к себе своего благодетеля и Бенаяу смог взять молоко у львицы. [Мидраш Теилим, 49]
Бен Иш Хай
Когда Бен Иш Хай посетил Кевер Бенаяу бен Йеояда, как паломник, он подвергся глубокому духовному просветлению, и ему открылись великие каббалистические тайны.
Сделав вывод, что он является гильгулем Бенаяу бен Йеояда, он назвал все свои книги в его честь, в том числе «Бен Иш Хай», «Бен Иш Хайиль», «Рав Поалим» и др.
Бенаяу бен Йеояда похоронен в Бирии на севере Израиля рядом с Цфатом. Долгое время место его захоронения не было известно, пока Ари а-Кадош не открыл его своему ученику Хаиму Виталю. В «Китвей Ари» есть специальные медитации, которые можно выполнять на могиле Бенаяу бен Иегояда.
Жители местечка Бирии, где находится кевер Бенаяу бен Йеояда, по преданию, соххранившемуся у них, устраивают Йорцайт великого полководца каждый Рош Ходеш Адар.
Сгулот на Кевер Цадик 1. Мекубалим в наши дни делают на могиле Цадика Тикуним с «Шир а-Ширим»; 2. Сгула молиться за солдат Цахал, за победу в судебных разбирательствах.
Пусть Зхут Праведника Бенаяу бен Йеояда хранит наш народ!
Инструменты доступности