Кевер בריה דרב ספרא – Бер’а де-Рав Сафра – одно из малоизвестных мест (израильтяне, живущие по 40 лет в Израиле, сабры, водители-арабы – все удивлялись тому, что до сих пор здесь не были).
Еще один Янука пополняет мой список вундеркиндов- юнцов, которыми так славится Ам Исраэль.
1. Янука – сын Амнона Сабы (Зоар а-Кадош)
2. Янука – сын Рабби Йоси де-Пкиин (Зоар а-Кадош)
3. Янука – Нахман Хатуфа, сын Рабби Пинхаса
4. Янука из Столин – Рабби Исраэль Беньямин бен Ашер
И вот – Янука из Зоар а-Кадош – Бер’а де-Рав Сафра – Янука без имени – Бер’а на арамите – «сын».
Сын Рава Сафры – юный илуй (вундеркинд) из Вавилона. Поразительно, что неизвестно его имя – Бер’а де-рав Сафра – Бер’а (сын на арамите) – сын знаменитого Рав Сафры.
О Бер’а де-Рав Сафра рассказывает Зоар а-Кадош – вот его слова перед мудрецами:
«Ныне, господа, я из Вавилона, и я сын Рабби Сафры, я сделал так, чтобы никто не узнал, чей я сын.
Я был послан сюда, и боялся, потому что жители этой земли – львы в Торе, и я наложил на себя запрет говорить слова Торы перед кем-либо 2 месяца.
И вот этот день наступил.
Благословен мой удел, что я встретил вас здесь».
Рабби Йоси возвысил голос и заплакал.
И все они встали и поцеловали его в голову.
Рабби Йоси сказал: «Благословен мой удел, что таким образом я имел честь слышать древние слова из твоих уст. То, чего я не имел чести слышать до сих пор».
Он родился благодаря благословению, данному его отцу Рабби Шимоном бар Йохаем.
Рав Сафра скончался, когда его сын был еще младенцем.
В юности сын Рава Сафры совершил алию из Бавеля в Эрец-Исраэль, где дал обет не раскрывать свои знания Торы в течение двух месяцев.
В это время он женился на дочери трактирщика, которая была впечатлена, увидев, как парень спрыгнул с крыши, чтобы присоединиться к миньяну ради Кадиша.
Его клятва хранить свою тайну привела к большому разочарованию со стороны его новой семьи, которая считала его знатоком Торы, но на деле не увидев в нем Талмид Хахама, расстроились.
Однажды Рабби Хия и Рабби Йоси собирали деньги на мицву выкупа еврейских пленников.
Когда стемнело, они вошли в гостиницу, чтобы переночевать.
В Хацот два мудреца проснулись, чтобы изучать тайны Торы, как они привыкли это делать.
Дочь трактирщика тоже проснулась и, заметив двух святых гостей, поспешила и зажгла свечу, продолжая стоять у двери и прислушиваясь к их изучению Торы. Это заметили мудрецы, и Рабби Йоси начал толкование стиха: «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет».
«Заповедь — это свеча», имеется в виду женщина, которая обязана зажигать субботние свечи.
«И Тора — свет» — это относится к ее мужу, который обязался изучать Тору.
Поэтому, хотя женщине и не велено изучать Тору, Тора ее мужа зажигает ей свечу.
Рабби Йоси пытался похвалить женщину за то, что она зажгла для них свечу, и сказать ей, что, хотя женщина сама не изучает Тору, ее поощрят за то, что она позволяет своему мужу изучать Тору.
Услышав это, женщина заплакала, ее крики разбудили отца.
Услышав от своей дочери то, что только что продекламировал Рабби Йоси, трактирщик тоже заплакал.
Рабби Йоси спросил об их плаче, не огорчаются ли они тем, что муж женщины не знает Торы. Трактирщик ответил, что да – это и было причиной и поэтому они так плакали.
Хозяин гостиницы рассказал, как однажды во время молитвы в Бейт-Кнессете он стал свидетелем того, как молодой парень прыгнул с крыши соседнего здания, чтобы присоединиться к миньяну, ради чтения Кадиша.
Впечатленный великим самопожертвованием и полагая, что юноша также боится Б-га, знает Тору и обладает утонченными чертами характера, трактирщик предложил ему в тот же день жениться на его дочери, хотя он никогда раньше не встречался с мальчиком и ничего о нем не знал. Только после свадьбы они обнаружили, что мальчик был полным невеждой, который не мог даже произнести благословение Шма или Биркат а-Мазон.
Попытки трактирщика самому учить своего зятя или нанять знатоков Торы для обучения его закончились неудачей, и он с грустью смирился с тем, что его дочь вышла замуж за невежду.
По прошествии 2-х месяцев, сын Рава Сафры открылся мудрецам Рабби Хии и Рабби Йоси, которые объявили общине праздничный пир, на котором он был назначен раввином и духовным лидером города.
Сын рава Сафры был аспектом Ангела Матата.
Он похоронен в Цфате на окраине нового промышленного района рядом с Электростанцией.
Рабби Хаим подробно описал место его захоронения: «Место его упокоения недалеко от Цфата, по пути в Нахаль-Амуд – от дороги, которая идет из Дахарии в Карал, есть там одна дорога, по которой спускаются из Цфата к [истоку] реки, чтобы молоть пшеницу.
И спуститься туда немного по той дороге, и там, около трети склона дороги и горы, там один херув.
Далее по этой дороге, с восточной стороны, в крыше наверху есть одно отверстие пещеры, а на западной стороне пещеры внизу есть около трех отверстий, и там внутри погребены Йоси бен Йозер, Йоси бен Йоханан и Йоси бен Мешулам».
«И на нем показано место захоронения Бериа де-Рав Сафра упомянутое, как Лакман, далеко от этой пещеры [от пещеры Хиноки и его матери]».
Въезжайте в Цфат с дороги 89 в обход Цфата и сразу же поверните налево под дорогой 89 в новую промышленную зону. Затем поверните направо к станции «Электрокомпания» и в конце дороги продолжайте движение по грунтовой дороге справа от забора трансформаторной фермы.
В конце забора повернуть налево пешком и примерно через 100 метров на северо-запад вы увидите рожковое дерево, выходящее из скалы, это знак Бера де-Рав Сафра.
Электростанция должна быть от вас слева – поднимайтесь по велосипедной дорожке наверх и по окончанию электростанции – слева увидите голубое дерево, прорастающее из голубого камня – это и есть кевер.
Рожковое дерево – прорастающее из самого Кевер – явное чудо, если учесть, что вокруг сосновый лес.
Сгула – сорвать веточки или листья с Рожкового дерева – это сгула для бездетных, беременных, а также для удачи в делах – дает видеть плоды своих рук.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!