Бейт а-Шунамит – место двойного чуда
Эта история произошла во времена пророка Элишы.
Пророк Элиша часто бывал в долине Израэльской. Иша а-Шунамит и ее муж сделали для Элишы специальную комнату, полностью оборудованную кроватью, столом и свечами.
За теплое гостеприимство пророк благословил женщину из Шунама сыном.
В Сефер «Кафтор Ваферах» Рав Эштори а-Пархи – известный географ 13 века, подтверждает, что дом Шунамит – этот тот самый дом, который описан в Танахе – в Израэльской долине, в наделе Иссахара.
В «Орхот Рабейну» Рабби Авраам Горовиц, близкий ученик Стайплер Гаона, передает от своего учителя что, поскольку на молитву Элишы был дан ответ в Бейт а-Шунамит, мы знаем, что это место, где можно найти ответ на тфилу бездетным парам.
«Орхот Рабейну» пишет, что местонахождение Бейт а-Шунамит рядом с Афулой. Однако, поскольку он находится в арабской деревне Сулам, Гаон Стайплер дал чёткие указания, что евреи должны идти туда только в сопровождении вооруженной охраны.
В 1980 году с благословения Гаона Стайплера группа евреев отправилась с Рабби Хаимом Каневским и его внуками в Шунам в сопровождении полицейского. В течение года после их посещения все молодые пары, которые отправились в эту поездку, были благословлены детьми.
После 2001 года Рабанит и Рав Каневские отправлялись в Шунам только в сопровождении охраны.
Однажды Рава Хаима Каневского пригласили быть сандаком в Бри.
Рав Хаим за день до отъезда предупредил Рабанит, что он собирался в Йокнеам. Обычно она сопровождала Рава Хаима только в Йерушалаим, но тут спросила, не думает ли он по дороге заехать в Бейт а-Шунамит, чтобы помолиться за бездетных (в том числе из своих внуков). Хотя официальной рекламы не было, многие узнали о поездке в Бейт а-Шунамит.
На следующий день, 9 Сивана 2001 года более 1000 человек ждали Рабби Хаима и Рабанит Батшеву.
Рав и Рабанит прочли 102 и 103 псалмы (за рождение детей).
После этой поездки в течение двух лет после тфилы в Шунаме родились десятки детей; некоторые пары назвали своих сыновей именем пророка — Элиша. Одна мама даже назвала своего сына Хавакуком, поскольку Зоар пишет, что пророк Хавакук был тем самым сыном Иша а-Шунамит.
За 5 лет до ухода из жизни, Рабанит Батшева отправилась к Дому Шунамит с группой женщин в сопровождении полицейских. К ним навстречу вышли жители поселка Сулам, включая мэра, чтобы поприветствовать ее. Рабанит сказала им, что это благословление для них жить в таком святом месте, и, если они гарантируют, что никто из них не навредит этому святому месту и не будет препятствовать еврейским паломникам – тогда это место будет источником добра и для их деревни.
Иша а-Шунамит
Недалеко от Афулы, в отдаленной арабской деревни Сулам (Шунам), рядом с обычным старым домом находится кевер и стена от дома Иша а-Шунамит. Дорога пролегает через мошав Мерхавия по грунтовой дороге.
Именно в этом доме пожилая пара гостеприимно принимала пророка Элишу, выделив ему отдельную комнату.
В Рош а-Шана, в день, когда Вс-вышний «вспомнил» о таких бездетных женщинах, как Сара Имейну, Рахель Имейну и Хану – мать Шмуэля а-Нави, послал Элиша а-Нави своего слугу Гейхази к Иша а-Шунамит узнать, как он может отблагодарить за её гостеприимство.
Она сказала, что ей ничего не нужно – но его слуга Гейхази напомнил ему, что нет у нее детей. Сказал пророк ей:
«В это время, в час жизненный «ка-эт хайа» ты обнимешь «ховекет» сына».
Зоар а-Кадош раскрывает слова пророка Элиши, что «ховекет» — (обнимешь) — было намеком на Хавакука — он и стал сыном Шунамит. Более того, говорит Зоар а-Кадош – было 2 объятия – одно материнское, а второе Элиши (когда он оживлял ребенка), как написано: «и поместил уста свои на уста его».
Таким образом, утверждают Мекубалим, браха Элиши стала частью этого места навсегда.
Подобно тому, как Элиша молился и благословлял Иша а-Шунамит ребенком, так это благословение обладает духовной силой, чтобы благословлять бездетных женщин, которые так отчаянно хотят зачать ребенка.
Через какое-то время ребенок заболел (пожаловался на головную боль) и умер. Иша а-Шунамит, не говоря никому о смерти сына, запирает его, просит у мужа ослицу и отправляется искать пророка. Когда нашла, бросилась ему в ноги со словами: «разве я просила у тебя ребенка, так почему же Вс-вышний его забрал»?
Пророк Элиша приказывает своему слуге Гейхази взять его посох, отправиться в Шунам и приложив его к ребенку, оживить его.
Пророк Хавакук и оживление из мертвых
Сказал Царь Шломо: «Лучше живая собака, чем мертвый лев». (Коэлет 9: 4)
Элиша сказал ему: «возьми мой посох в руки и положи его на лицо мальчика». [II Царств 4:29]
При этом пророк просил Гейхази ни с кем по дороге не общаться и ни на что не отвлекаться. Но тот по пути положил посох на мертвую собаку и оживил ее.
Когда же он достиг места и положил посох на лицо мальчика, тот не был оживлен. [Рабби Сэмуэль Ланиадо, Кли Якар, II Царства]
Известно, что сыном Шунамитянки был пророк Хавакук [Зоар II, 44б], чье имя имеет ту же гематрию, что и слово אריה (лев), а также слова בחור (юноша).
Из этого следует, что смерть Хавакука была причиной оживления мертвой собаки.
Это и есть смысл выражения: «лучше живая собака», потому что «мертвый лев» есть Хавакук (гематрия которого – «лев»). (Раби Йеуда Птайя, «Минхат Йеуда», гл.109, Коэлет)
Передают от Ари а-Кадош его ученики такую историю. Однажды Рабби Ицхак Лурия опоздал на свадьбу. Он объяснил свое опоздание тем, что по дороге встретил собаку, которая лаяла на него. Аризаль спросил ее, кто она — на что собака ответила, что она гилгуль Гейхази.
Когда пророк Элиша приказал оживить сына шунамитянки посохом, Гейхази не поверил в чудо, которое должно было произойти. По пути он увидел мертвую собаку, брошенную на обочине дороги и решил опробовать на ней силу посоха пророка. Собака действительно вернулась к жизни, но посох больше не мог повлиять на юношу, к которому послал его пророк. Поэтому наказание Гейхази состояло в том, чтобы переселиться в собаку.
И пришел Элиша в Бейт а-Шунамит, и лег на ребенка: глазам к глазам, руки к рукам, уста к устам и молился. Ребенок потеплел. Потом встал, прошелся и еще раз лег на него – чихнул мальчик 7 раз и ожил.
Зоар а-Кадош говорит, что Хавакук был оживлен Именем Ашема из 72-х слов — при переходе Ям Суф есть 3 пасука — Имя из 72 слов — содержит 216 букв. Гематрия Хавакук = 216.
Шунам – Раби Хаим Паладжи
Время – Шавуот, место – Шунам, автор сгулы — Рав Хаим Паладжи.
Бейт а-Шунамит — дом известной женщины из Шунама недалеко от Афулы, в котором пророк Элиша совершил чудеса – благословил бездетную женщину на рождение сына и оживил его позже.
Рав Хаим Паладжи учил, что нужно дать цдаку 104 — это знаменитая сгула для рождения детей: подарить 104 монеты в виде цдаки на Эрев Шавуот нуждающемуся и скромному талмид хахаму.
Рав Хаим Паладжи учил, что это работает так: вы откладываете 91 монету, а затем добавляете еще, пока не получится число 104 — это двойная гематрии слова בן «сын».
Дважды по 52 намекает на первое чудо – когда пророк Элиша обещал женщине из Шунам, что она обнимет сына – и он родился, а второе, что оживил ее сына (пророка Хавакука).
Рав Хаим Паладжи пишет, что эта сгула предназначена для рождения детей и приближения Геулы, освобождения от финансового затруднения, от проблем со здоровьем, от домашних трудностей и искупления от всего, что нас беспокоит. Потому что мы все нуждаемся в личной Геуле, а также в коллективной – Геула шлема.
Рабейну Бахья (Кад Хакемах, Орхим) отмечает, что самая простая сгула для рождения ребенка – это Ахнасат Орхим (заповедь гостеприимства) и что мы учим это из того, что Сара Имейну и Иша а-Шунамит выполнили эту мицву незадолго до того, как были благословлены ребенком.