Есть два мнения о том, где он похоронен.
Традиционно считается, что его кевер находится в пещере выше и слева от Кевер Рабби Йеошуа бен Хананья, вход которого находится прямо рядом с Кевер Рабби Йешуа Бен Нун, ученика Аризаля.
В недавнем исследовании Исраэля Меира Габбая и Оэлей Цадиким, основанном на описаниях ранних посетителей – место захоронения считается пещерой, в которой похоронен Рабби Якова Бейрав.
Когда Рабби Нахман из Бреслова приехал в Цфат, во время своей поездки в Эрец Исраэль, он посетил пещеру Януки.
До этого времени люди воздерживались от входа в пещеру из-за страха, что в ней живет змея.
После того, как Рабби Нахман вошел и вышел невредимым, люди тоже начали входить в нее.
Рабби Ицхак и Рабби Йеуда были в пути. Они пришли в деревню Сихнин, в то место, где жил (раньше) Рав Амнуна Саба. Там они, зашли в гости к его жене, у которой был маленький сын. Каждый день он обычно был в школе, но в тот день вернулся домой и увидел этих мудрецов.
Сказала ему его мать: «подойди к этим высшим мужам и получи от них благословение». Он подошёл к ним, но тут же отошел. Сказал мальчик матери: «я не желаю к ним приближаться, ибо сегодня они не читали Шма вовремя, отвержен весь тот день».
Они были поражены, услышав это.
Вознесли руки свои и благословили его. Подтвердили: «Мы действительно не произнесли Шма, потому что были заняты сегодня заботами о женихе и невесте, которым недоставало всего необходимого, и те опаздывали с бракосочетанием, и не было кому позаботиться о них, и тогда мы о них позаботились, и поэтому не провозгласили вовремя Шма. А занимающийся одной заповедью, освобожден от другой».
Спросили у него: «Как же ты узнал об этом, сынок?»
Ответил им: «По запаху вашей одежды определил я, когда приближался к вам». Изумились они. Сели. Совершили омовение рук и стали есть хлеб.
Руки Рабби Йеуды были грязными. Он совершил омовение руки благословил, а мальчик (до омовения) сказaл ему: «если вы ученики Хасида Рабби Шмая, то вам не следует благословлять с грязными руками; человек, произносящий благословение с грязными руками, наказывается смертью».
Заговорил этот ребенок, провозгласив: «При входе в Шатер откровения омоются они водой и не умрут».
Из этого высказывания мы изучаем, что тот, кто об этом не заботится и предстает перед Царем с нечистыми руками, должен быть предан смерти. Поскольку руки человека должны быть вознесены к вершине мира.
«Но прежде я заметил, что вы не прочитали “Крият Шма”, а теперь я вижу, что вы не являетесь высшими святыми людьми. Ведь мой отец всегда погоняет ослов святых людей, чтобы нести с ними ярмо Торы. Но так как вы не удостоились этого и мой отец не погонял ваших ослов, я не могу вам сказать, его имени».
Рабби Йеуда сказал Рабби Ицхаку:
«Нам кажется этот мальчик не человек (подобен ангелу)». Они ели, а тот мальчик говорил слова Торы и хидушим Торы. Сказали они: «Давай благословим». Сказал им мальчик: «Вы красиво сказали, посколько Святое Имя благословляется в Биркат Амазон только силой приглашения (зимуном)».
Чтобы произнести Шма – необходимо 3 минуты. Почему Святые Танаим не могли потратить эти 3 минуты, прочитать этот отрывок, а потом заниматься сбором средств для жениха и невесты?
Дело в том, что, если отрывок Шма произнесен без Каваны, мицва не считается выполненной. А духовный уровень святых Танаим был так высок, что они не могли сосредоточиться на каване Шма, зная о том, что жених и невеста нуждаются в их помощи. Следовательно, в данном случае, большинству из нас не разрешено брать пример со святых Танаим (мы недостаточно сопереживаем бедам ближних).
Алтер Ребе цитирует мальчика («Янука») из книги «Зоар» про высказывание Царя Шломо:
«И да не будет недостатка в масле на голове твоей».
«Масло – это добрые дела, и существует необходимость заботиться о постоянном наличии «масла» – добрых дел. Известно, что в Тании все предельно точно, вплоть до букв, и, конечно, каждое слово не случайно.
Но тогда на первый взгляд вызывает недоумение, почему, цитируя Зоар, Алтер Ребе употребляет именно слово «Янука»: «И, прежде всего, приведем комментарий януки (в книге «Зоар», глава «Балак»).
Что заставило Алтер Ребе отметить, что слова эти принадлежат мальчику?
Написано в Зоаре и в учении Хасидизма, а также вкратце в предисловии к Тании, что все сказанное в Устной Торе мудрецами – Танаим и Амораим (мудрецами Мишны и Талмуда) – соотносится с индивидуальным корнем их души.
Высказывание «януки» связано именно с тем, что он «янука», что в силу своего отношения к некоему аспекту «януки» он и высказал это учение. К тому же Алтер Ребе подчеркивает здесь для обозначения автора цитаты именно то, что сказал эти слова «янука», а не «сын рава Амнуны».
Следовательно, тема высказывания внутренне соотносится не с аспектом «сын рава Амнуны», который, кстати, был отпрыском Моше Рабейну, но именно с аспектом «янука».
О величии поколения Рабби Шимона бар Йохая сказано в его книге «Зоар» (часть 2 с. 147а и часть 3 с. 58а), что даже дети изучали и раскрывали внутренний, сокровенный уровень Торы. Но это, казалось бы, вызывает недоумение: почему именно дети? Ведь мы находим великих мудрецов Торы, которые не раскрывали тайны в сокровенном уровне Торы, известны также некоторые Танаи и Амораи, которые не занимались сокровенным уровнем постижения Торы. Отчего же именно дети занимались этим? Ответом может послужить притча, рассказанная Алтер Ребе, в которой король был готов стереть в порошок самый драгоценный камень, украше- ние своей королевской короны, ради того, чтобы лекарством, приготовленным из этого порошка, помочь выздоровлению своего тяжело больного сына, уже неспособного употреблять никакую другую пищу.
В свете того, что «янука» указывает на низкий духовный уровень, поймем, какое отношение имеет величие именно физических действий в исполнении законов к аспекту «янука». И действительно, характерной особенностью предписаний Торы, связанных именно с физическими действиями, является то, что это опускание до самого низкого уровня, переход от мыслей и слов к конкретному делу, исполнению, построение жилища Вс-вышнему именно в нижних мирах. В результате особенное значение этого аспекта раскрылось не через великих мудрецов мишны, Танаев, которые находились там же и во множестве упоминаются Зоаром – рав Йеуда и т.п., но именно из уст мальчика, «янука».
«Янука» сказал о необходимости заботиться о постоянном наличии «масла» – добрых дел.
(Собрано Silatehilim.com по Зоар а-Кадош, Балак, пер. Рав Цви Нисанзон; Тания, Книга Средних 34)