Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Омар Рашби
Сказал Рабби Йоханан от имени Рашби:
«Когда говорят слова Торы от имени мудреца, его губы шевелятся в могиле проговаривая их».
Сказал Рабби Ирмия от имени Рашби:
«Я могу избавить весь мир от Суда, со дня моего рождения по сегодняшний день. Я видел людей возвышенных, их мало.
Если их тысяча, мой сын Элазар и я среди них.
Если их сотня, мой сын Элазар и я среди них.
Если же их двое – это мой сын Элазар и я».
Рашби пошел в Тверию, и встретил по пути пророка Элиhяу: «Здравствуй, господин мой», – сказал Элиhяу.
«Чем занимается сейчас Г-сподь в Небесной Йешиве?»
Сказал ему Элиhяу, что Г-сподь занимается тайным смыслом жертвоприношений, и изучает то, что он (Рашби) открыл.
«Поэтому счастлив ты, и поэтому я поприветствовал тебя первым».
Когда Учителя наши вошли в виноградники Явнэ, сказали: «В будущем Тора забудется в народе Израиля».
Сказал Рашби: «Не дай Б-г, чтобы забылась Тора в народе Израиля, как сказано: «Да не забудется в потомстве его».
Сказал Рашби: «Каждый человек, в котором есть грубость, все равно, что поклоняется звездам и планетам».
Сказал Рашби: «Каждый, кто принимает гостей радушно, все равно, что принимает Шхину».
Сказал Рашби: «Лучше человеку броситься в огненную печь, чем опозорить ближнего публично».
Сказал Рашби: «Почитание родителей настолько важно, что Вс-вышний ставит его выше Своей Славы».
Сказал Рашби: «Велик труд, ибо он приносит почет хозяину своему».
Сказал Рашби: «Сказал Вс-вышний народу Израиля: «Заповеди Мои почитайте, ибо это посланники Мои, а посланник человека все равно, что Он сам. Если вы будете почитать их, все равно, что почитаете Меня, а если пренебрежете ими, все равно, что пренебрегли Славой Моей».
Сказал Рашби: «Так же, как горы ограничивают бездну, чтобы не распространилась она, и не заполнила весь мир, так же цдака возвышается над качеством Суда, чтобы беззаконие не заполонило землю».
Сказал Рашби: «Велик мир со всеми благословениями его, как сказано «Г-сподь дарует Своему народу могущество, Г-сподь благословит Свой народ миром».
Сказал Рашби: «Если бы соблюли евреи два шаббата полностью, немедленно пришло бы Избавление».
Сказал Рашби: «Что написано? «И я молитва Тебе Г-сподь в заветный час». Что такое заветный час? Время общественной молитвы».
Сказал Рашби: «Если видишь людей отчаявшихся и отошедших от Торы, укрепись в ней, и получишь награду за всех их».
Описание последних минут жизни Рашби.
Рассказывает Рабби Аба, старший из учеников Рашби, присутствовавший при этом (приводится в книге Зоар): «Весь тот Лаг ба-Омер, дом горел. И никто не мог подойти к нему из-за сильного света и жара. Когда же огонь погас, я увидел Рашби, уже мертвого, завернутого, лежащим на правом боку, с улыбкой на лице.
Встал Рабби Элазар, сын его, взял его руки и поцеловал их. А я посыпал голову пеплом из-под его ног.
Ученики его хотели оплакать его, но не смогли вымолвить ни слова. Сын его Рабби Элазар трижды падал ниц, но не смог даже рта раскрыть.
От дома лилось благоухание. Его положили на носилки. Когда носилки вынесли из дома, они поднялись в воздух, и перед ними шел столп огня. Все услышали голос: «Придите, соберитесь на свадьбу Рабби Шимона!»
А когда вошел в пещеру, голос сказал: «Этот человек сотрясает землю, перед ним трепещут царства. Сколько обвинителей умолкли сейчас благодаря тебе».
Это Рабби Шимон бар Йохай, Г-сподь которого так гордится им каждый день. Велика доля его в этом мире и в будущем. Сколько великих сокровищ будущего мира предназначены ему! И о нем сказано: «А ты скончаешься и будешь упокоен. И встанешь в конце дней для доли своей».
Личная Молитва в Лаг Ба-Омер бе-Зхут Рашби
Рабби Шимон бар Йохай, дорогой свет, святой свет!
Ты обещал Израилю, что не забудется Тора из народа благодаря вам, даже в Сокрытии Сокрытия, в эти дни, в таком длинном изгнании и продолжительном угнетении. Ты обещал, что, не смотря ни на что, не забудется Тора среди наших потомков. Рабби, Рабби, встаньте, проснитесь, вместе со всеми истинными праведниками, чтобы увидели вы всю горечь наших бед. И прости, и помилуй, и искупи нам все наши прегрешения и преступления, и за все дурное в твоих глазах, что совершил я со дней юности своей и до сего дня. За все это прости и помилуй меня и искупи меня, милосердный, и дай мне силы побороть свое злое начало. Властелин Мира! Вложи в сердце этого великого праведника Рабби Шимона бар Йохая и в сердца всех истинных праведников, чтобы не отвернулись от меня и были мне хорошими заступниками, чтобы нашли во мне хорошие черты и просили за меня, чтобы приблизиться к Тебе по Милосердию Твоему. И дай мне новое сердце и новую душу, чтобы пробудился я и вернулся к Тебе всем сердцем. Встань, великий праведник Рабби Шимон бар Йохай, и проси за меня Г-спода, чтобы помиловал Он меня. Встань, великий праведник Рабби Шимон бар Йохай, и проси милосердия для всего народа Израиля. И ради Авраама, Ицхака и Яакова и Моше, Аарона и Йосефа, Давида, Шломо и Пинхаса, и всех благочестивых праведников, чтобы Вс-вышний, Благословен Он, помиловал нас и даровал нам жизнь долгую, полную мира, благословения и достатка, богатую и достойную и здоровую. Жизнь, полную любви к Торе и трепета перед Небесами. Чтобы исполнил Вс-вышний все желания сердец наших к добру и благословению. Амен, да будет Воля Его!
Ту би Шват и Рашби
Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пекиин, где он жил, и сказали ему:
«Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?»
Ответил он: «Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. 12 лет скрывались Рабби Шимон бар Йохай и сын его Рабби Элазар от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Вс-вышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
– Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору.
Встал Раби Шимон и сказал:
– Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
– А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева.
(В иврите слова «херувин» (рожки), «херев» (меч), «хурбан» (разрушение) – однокоренные).
И когда будут есть, то спросят они:
«Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?»
И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении».
И написали они обо всем услышанном Рабби Ханине, а тот установил соответствующий обычай.
В Пкиине в глубине рощи расположена пещера, где Рабби Шимон бар-Йохайи его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника, и постигли все 125 ступеней духовного возвышения.
Рабби Шимон вышел из пещеры с книгой «Зоар».
Перед «Идра Раба» (великое собрание), где Рабби Шимон обучал своих учеников до сих пор растут 2 рожковых дерева – «харув» — и раз в 300 лет они меняют пол.
Так как Рабби Шимон Бар Йохай связан с праздником Лаг ба-Омер – харуввходит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (они не среди 7 плодов, которыми славится Израиль). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.
В Торе не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Хава. Мудрецы предполагали, что это было фиговое дерево (поскольку упоминается его лист (Берешит 3:7), или же виноград (поскольку злоупотребление им ведет к потере рассудка (Берешит 9:20), или же этрог (поскольку слово это происходит, по-видимому, от «рагаг» – «страстно желать»), или же пшеница (поскольку слово «хита», означающее пшеницу, связывалось со словом «хет» (грех), или же рожковое дерево (на иврите – «харув», что созвучно слову, означающему разрушение).
Инструменты доступности