Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 9 Хешвана Йорцайт/Илула Рабби Шимон Йегуда Шкоп
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Шимон Йегуда Шкоп (1860 – 22 октября 1939) был Рош-Йешивой “Тельше” (Тельшай), а затем Йешивы “Шаар а-Тора” в Гродно, а также известным Талмид Хахамом (знатоком Талмуда).
Он создал уникальный стиль в классической восточноевропейской школе иудаизма, который выражен в основном в его книге “Шаарей Ёшер”.
Раввин Шимон Йегуда Шкоп родился в Торезе, сегодня в Беларусии, в 1860 году. В возрасте двенадцати лет он отправился учиться в Йешиву «Мир» на два года.
Затем он отправился в Воложинскую Йешиву, где шесть лет учился у Нафтали Цви Йегуды Берлина. Он входил в особую группу студентов, с которой общался Хаим Соловейчик. Среди его партнеров по изучению были Гершон Танхум Гроденер (Билецкий) и Хаим Озер Гродзинский, главный раввин Вильно.
Шкоп женился на племяннице Элиэзера Гордона и в 1884 году был назначен рош-месивтой в Телзской ешиве, где пробыл 18 лет. Находясь там, он разработал систему изучения Талмуда, которая сочетала логический анализ и проницательные взгляды Хаима Соловейчика с простотой и ясностью Нафтали Цви Иегуды Берлина и которая стала известна как «Тельцский способ обучения».
В 1903 г. он был назначен раввином Мольца, а в 1907 г. – Брянска. Среди его учеников в Мольтше был Ехезкель Сарна, который учился у Шкопа в течение года в 1906 году, прежде чем уйти в Йешиву Слабодка, когда ушел сам Шкоп. Во время Первой мировой войны лидеры общины убеждали его уехать до прихода немцев, но он отказался и остался в своей общине.
Гродно
Между 1920 и 1939 годами по просьбе Гродзиньского Ребе он сменил Альтера Шмуэлевича на посту Рош-Йешивы известной “Шаар а-Тора” в Гродно. Он поднял уровень учреждения и превратил его в одну из лучших Йешив в Польше и за ее пределами. Туда стекались сотни молодых людей из ближнего и дальнего зарубежья. Одним из его учеников был Довид Лифшиц, впоследствии ставший Сувалкер-равом.
Зелик Эпштейн, который был женат на внучке Шкопа, много лет возглавлял учреждение-преемник в Квинсе, известное как Йешиват “Шаар а-Тора” – Гродно.
Когда ему было восемнадцать, Хаим Шмуэлевич был приглашен Шкопом прочитать лекцию третьего уровня в Йешиве “Кетан”а в Гродно. В 22 года возглавил группу студентов, перебравшихся из Гродно в “Мир”. Однако его четыре года в Гродно со Шкопом оказали глубокое влияние на его подход к анализу Талмуда.
В 1928 году Шкоп отправился в Соединенные Штаты, чтобы собрать столь необходимые средства для Йешивы. Прочитав лекцию в Университете Йешивы, он в конце концов согласился на приглашение Бернарда Ревеля служить Рош-Йешивой теологической семинарии раввина Исаака Эльханана в Нью-Йорке. В его отсутствие в Польше по нему очень скучали Исраэль Меир Каган и Гродзинский, которые умоляли его вернуться. Он также получил резкое письмо от Йерухома Лебовица, машгиаха “Мир”, которое, по словам очевидца, он проигнорировал. В 1929 году по неизвестным причинам Шкоп вернулся в Европу.
Шкоп был теплым и открытым человеком. Он был активным членом Moetzes Gedolei HaTorah из Agudas Yisroel. Многие из его учеников добились признания, среди них раввины Эльхонон Вассерман из Бароновича, Исраэль Зев Густман, Йосеф Шломо Каханеман из Поневежа и Иссер Иегуда Унтерман, будущий главный раввин Израиля. Майкл Фишер из Лондона также был учеником Шкопа.
Шкоп установил тесные связи с [младшим] Иегудой Зевом Сегалом, будущим Рош Йешивой Манчестер. Иногда он приезжал в Англию, чтобы собрать средства для своей Йешивы, и Сигал воспользовался этой возможностью, чтобы служить его помощником, проведя один отпуск на летнем курорте Шкопа, занимаясь с ним и сопровождая его на прогулках.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(По сайту Tzadikim.com)
Инструменты доступности