Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 9 Ава Йорцайт Хозе ми-Люблин
Рабби Яаков Ицхак, известный больше, как «Провидец из Люблина», был хасидским Ребе в Польше.
Он был учеником Магида из Межерича, затем продолжил учебу у Рабби Шмельке из Никольсбурга и Рабби Элимелеха из Лиженска.
Некоторое время он жил в Ланцуте, а затем перебрался в Люблин.
После того, как Яаков Ицхак перебрался в Люблин, тысячи хасидов съезжались туда, чтобы учиться у него. Среди его учеников были такие светила хасидизма, как Ид а-Кодеш («Святой еврей»), Рабби Симха Буним из Пшисха, Рабби Меир из Апта, Рабби Давид из Лелова, Исмах Моше, Рабби Цви Элимелех из Динов, Рабби Нафтали Цви из Ропшица, Маор Вашемеш и Сар Шалом из Бельца.
Хозе из Люблина также завоевал репутацию чудотворца.
Его ученики говорили, что он мог сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее Тиккун на каждой стадии реинкарнации. Ученики Хозе из Люблина писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.
Во время пребывания в Люблине, Яакову Ицхаку противостоял известный талмудист Рабби Эзриэль Горовиц, известный под прозвищем «Ди айзерне коп» (железная голова – на идиш).
Хозе из Люблин был прямым потомком Шла а-Кадош, а его дед по материнской линии, Рабби Яаков Коппель Ликовер, также был известным Равином и современником Бааль Шема.
В тот день, когда он умер, 15 июля 1815 года (9-го Ава 5575 года), он предсказал, что через 100 лет с этого дня (согласно еврейскому календарю) русские потеряют власть над Польшей.
И так было до даты 20 июля 1915 года (9-го Ава, 5675 года по еврейскому календарю) – австрийцы завоевали Люблин, и пророчество Хозе было отмечено в польских газетах.
Провидец из Люблина считал поход Наполеона на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога Магога и хотел, чтобы цадиким объединили свои усилия для прихода Машиаха.
Он был учеником Магида из Межерич, Магида из Злочева, Рабби Леви-Ицхок из Бердичева и Ребе Шмельке из Никольсбурга. Его главным Ребе, конечно же, был Ребе Элимелех из Лиженска, автор «Ноам Элимелех». Он был одним из четырех лучших талмидим Рабби Элимелеха.
(Остальными тремя были Реб Исроэль из Козниц, Реб Аврохом Йехошуа Хешель из Апты и Реб Менахем Мендель из Риманова. Было, конечно, много других великих талмидим, но эти четверо были выделены Ноамом Элимелехом, и он дал каждому из них разные духовные дары до его кончины.)
Среди его талмидим были Реб Довид из Лелова, Реб Йиссахар Дов из Рапошиц, «Меор ве-Шемеш», Реб Нафтали из Ропшиц, Аид а-Кадош, «Бней Иссахар», «Йисмах Моше», Реб Меир из Апты, жидичевские и комарнские Реббе, Сар Шалом из Белза и другие Цадиким.
Хозе ми-Люблин написал рецензии на «Сефер Ликутей Маоран» и Сидур «Тефила Йешара» (Бердичивер Сидур). Среди его сфорим – «Диврей Эмет».
Сипурей Цадиким
Суботняя еда
Однажды в пятницу днем, будучи новым учеником Йешивы, молодой Яаков Ицхак вошел на кухню Йешивы и сказал ответственному лицу, что любит лично готовить рыбу к Шаббату; он выбрал кусок рыбы, посолил его и положил обратно. Другие студенты, стоявшие вокруг, засмеялись над этим, говоря, что этот студент не знает, какой кусок рыбы он получит в Шаббат. Бааль а-Тания стал свидетелем этого и понял, что в этом ученике есть что-то особенное, поэтому он обвязал веревкой рыбу, посоленую Хозе. Когда подавали рыбу в Шаббат, Бааль а-Тания смотрел, что произойдет. Он увидел кусок рыбы с привязанной нитью, поставил перед учеником, сидевшим рядом с Хозэ. Ученика начало тошнить, поэтому он подтолкнул рыбу к Хозе и сказал, что он может ее съесть. Уже будучи молодым студентом, он был «Провидцем».
Почему Люблинского Ребе называли Хозе
Если у человека «кошерные» глаза, он сможет видеть возвышенные вещи, которые глаза обычно не видят. (Ликутей Маоран 254)
Когда Реб Яаков Ицхок был студентом, он ходил с закрытыми глазами, чтобы не видеть того, чего не должен. Один из его друзей пошел с ним, чтобы направить его. Некоторые из его сокурсников подошли к своему Ребе и спросили, что это за глупость, но Ребе сказал им оставить Яакова Ицхака в покое, потому что он искренен в своих действиях.
Когда Яаков Ицхок достиг совершеннолетия, для него был найден прекрасный шидух. Он не смотрел на свою калу (невесту) до свадьбы, так как ему не нужно было видеть ее до свадьбы. На свадьбе он открыл глаза, чтобы увидеть свою будущую жену, и увидел форму статуи на ее лице. Он сразу сказал отцу, что свадьбу нужно отменить. Понятно, что они были очень злы на него. Девушка якобы обладала всеми качествами, которые любой хотел бы. Но он помнил, что увидел на лице девушки, там была какая-то нечистота, и у него не было другого выбора, кроме как отменить свадьбу.
За все эти годы, когда он не смотрел ни на что неподобающее, он смог увидеть то, что обычный глаз не мог воспринять. Он нашел подходящую пару и стал называться Хозе (провидец), потому что он мог видеть от одного конца мира до другого из-за того, что защищал свои глаза от запретного.
Ты будешь плакать в тот день, когда я умру
На Симхас Тора Хозе выпал из окна и сильно ушибся. Некоторые противники Хозе откровенно радовались этому. Услышав об этом, Хозе сказал: «В день, когда я умру, они будут плакать». Это утверждение было понято, когда Хозе скончался в самый печальный день года – Тиша бе-Ав.
Превью наступающего года
Реб Цви Элимелех из Динова (Бней Иссахар) в «Игра Декала» (Пекудей) говорит от имени своего Ребе Менахема Менделя из Риманова, что каждый из первых 12 дней Нисана представляет 1 месяц года и содержит все силы того месяца.
Он говорит, что хорошо известно, что Хозе из Люблин записывал, что произойдет в наступающем году, в дни Несиим, каждый день соответствующего месяца. В год своей смерти он перестал писать в месяц Ав – он скончался в Тиша бе-Ав.
Как рассмешить ангелов
Однажды два хасида Люблинского Провидца решили навестить своего учителя. Денег у них было только на половину дороги, но они решили положиться на волю Вс-вышнего — как-нибудь доберутся…
Вобщем, извозчик довез их в аккурат до места, до которого было заплачено, а дальше предложил прогуляться пешком. Тогда один из хасидов и говорит своему товарищу:
— Слушай, у тебя вид представительный, капота (верхняя одежда хасидов) новая. Давай пойдем в ближайшую деревню, там найдем еврея-арендатора, и я ему представлю тебя как рава-чудотворца. А сам назовусь твоим шамесом (служкой). Ты дашь ему какие-нибудь благословения, а он за это нас покормит и подбросит денег на дорогу до Люблина.
Так и поступили. Добрались до ближайшей деревни, там спросили, где еврейская корчма. Хасид, выглядевший попроще, побежал вперед, а важный «ребе» пошел за ним.
Видимо, хозяин корчмы увидел их из окна, потому что неожиданно он выскочил из дверей навстречу, осыпая парочку хасидов страшной бранью.
— Уважаемый еврей, почему ты нас ругаешь? — удивленно спросил хасид, изображавший служку.
— Мы видим тебя в первый раз, ты, судя по всему, тоже нас никогда не встречал — что тебя так разозлило?
Хозяин корчмы немного успокоился и продолжил «беседу» более спокойным тоном:
— Вот уже 10 лет, как я женат — но Г-сподь еще не благословил нас ребенком! Я обращался к самым разным равам-чудотворцам, заплатил им кучу денег — но ни один из них так и не смог мне помочь! Я вижу, что вы тоже из числа этих мошенников?!
— Что вы! — ответил «служка».
— Таких равов, как мой рав, не найти больше на целом свете! Уж если он не сумеет помочь — то вообще никто в мире не поможет!
— Да? — задумался корчмарь. — А я уже даже к Провидцу из Люблина ездил — ничего не помогает… Ладно, попробую в последний раз! Заходите — угощу вас, дам денег на дорогу! Только чтоб помогло!
Солидный хасид, изображающий чудотворца, попросил кусок пергамента, перо и чернила и написал то, что он назвал «амулетом», после чего друзья переночевали под крышей нервного трактирщика, а наутро отправились в Люблин.
Поездка прошла как обычно — беседы с ребе, хасидские застолья, вдохновенные разговоры о Божественном за чаркой водки.
На следующий год друзья подкопили уже больше денег и добрались до Люблина без приключений. Приехав, они тут же встали в очередь за благословением ребе. Каков же был их ужас, когда в человеке, стоящем в нескольких метрах впереди них, они опознали трактирщика, которому писали «амулет»! Главное — кругом толпа народу, очередь движется только в одном направлении — вперед, мимо ребе!
Когда корчмарь дошел до ребе, он поздоровался и сказал:
— Дорогой ребе, великий чудотворец появился в нашей округе! Сколько я просил разных каббалистов избавить мою жену от бесплодия — ничего не помогало! А тут год назад ко мне приехал неизвестный раввин со служкой, написал амулет — и вот моя жена нянчит ребенка! Это поистине чудо!
Под влиянием какого-то импульса трактирщик повернулся и увидел «рава» со «служкой»!
— А вот и они! — закричал он.
Провидец из Люблина усмехнулся и подманил хасидов пальцем. Они подошли, ребе отпустил трактирщика и сказал хасидам тихонько:
— У этого человека была «железная крыша» — постановление Небес, что все благословения, предназначенные для него, не будут доходить до Господа.
И годами эти благословения великих равов и знатоков Каббалы скапливались «под крышей»… Когда же ты написал свой «амулет», то на Небесах ангелы так смеялись, что от их смеха «крыша» затряслась и сломалась — и все благословения достигли Вс-вышнего!
Хасидское предание гласит, что в «амулете» были написаны буквы «самех-куф-мем-далет». Что значит «старая корова молоко дает» (видимо, хасиды знали русский язык).
Сандак
Рассказывают, что когда Рабби был сандак, он надевал специальную одежду, отличающуюся от другой одежды. Однажды его ученики увидели, что их Рав Хозе ми-Люблин надел одежду сандака среди дня и пошел с учениками делать сеуду. Начали спрашивать его ученики, почему кводэ Рав надел одежду сандака без брита.
Тогда рассказал Хозе ми-Люблин эту историю.
Однажды отправился один еврей в город на суд и остановился в гостинице. Когда ему сказали цену, он ответил, что это ему дорого и спросил, есть ли поблизости что-то подешевле. Ему посоветовали отправиться к Раву городу – там и ночлег, и еда бесплатно. И он пришел к этому Раву остался на ночлег, поел с ними и заодно пришлось поприсутствовать на уроке Торы.
Утром Рав благословил его и тот отправился на суд. Суд еврей выграл, дела его наладились и так прожил он долгие годы. И когда душа его покинула этот свет, и он поднялся на небеса, приходит Авраам Авину и говорит: «я не допускаю тебя в Ган Эден – ты был неправильно обрезан». Удивился еврей: « откуда же мне было мне знать, я был ребенком». Тогда спросил Авраам Авину: «был ли ты за всю свою жизнь хоть на одном уроке Торы, пусть тот Рав кто вел урок, засвидетельствует о тебе». И вспомнил еврей, что всего 1 раз за свою жизнь, поехав на суд, он остановился у Рава, у которого ел и спал и заодно послушал урок.
И сказал Хозе ми-Люблин ученикам: «пока вы ели, я был сандаком того еврея, это тот еврей, который был у меня давно перед судом, поэтому я надел одежду сандака сегодня среди дня, чтобы помочь ему».
Кевер Цадик
Если пойти на кладбище в Люблин, то увидишь, что Хозэ похоронен рядом с Реб Шахной из Люблина. Вот как это произошло.
Как только Хозе скончался, его преданный талмид, Реб Нафтали из Ропшица, отправился на кладбище, чтобы выбрать подходящий участок для своего Ребе. Рав города, митнагид, не любивший Хозе, приказал могильщикам не давать ему выбора. Реб Нафтали пошел ночью на кладбище с могильщиками и сумел обмануть их, заставив думать, что они копают могилу на обычном участке. Утром они поняли, что выкопали участок рядом со знаменитым Реб Шалом Шахной из Люблина, который много лет назад был Равом города. Они подошли к Раву и спросили его, что делать. Он сказал им, что когда могила вырыта, уже слишком поздно, и у них нет другого выбора, кроме как похоронить там Хозе. При жизни Хозе, он часто говорил людям, чтобы они отправлялись молиться за йешот на Кевера Реб Шахны.
Он пострадал в результате падения из окна на Симхат-Тора и почти год спустя умер в Тиша-Б’ав от травм, связанных с этим падением.
Хозе из Люблин похоронен на Старом еврейском кладбище в Люблине.
Пусть Зхут Цадика Рабби Яакова Ицхака Горовица защитит всех нас!
Молитва 9 Ава бе-Зхут Цадик Хозе ми-Люблин
В день Тиша бе-Ав вознеслась чистая душа Хозе из Люблина.
Хозе был Равин Яаков Ицхак Халеви Горовиц, и его называли так, потому что он был известен как обладатель знамений и чудес, а также обладающий духовным видением, что дало ему прозвище «Хозе».
Известно, что в начале XIX века он долгое время ходил с пеленой, закрывающей глаза, чтобы защитить себя от запретных зрелищ, а затем прозрел духовно.
Он распространял хасидизм в Польше и о нем говорили, что он мог видеть тонкости человеческой души и их мыслей, а также мир от начала до конца.
1. להדליק נר לטובת נשמת הצדיק ולומר: הריני מדליק/ה נר לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו.
2. לתת פרוטה לצדקה (אפשרי בקופת צדקה בבית ובכל מקום) ולומר: הריני נותנ/ת צדקה לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו.
3. לומר פסוקי תהילים, מזמור קי”ט לפי האותיות רבי יעקב יצחק נשמה ולפתוח אותם במילים : הריני אומר/ת פסוקי תהילים לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו
1. Зажечь свечу во благо души праведника и сказать: «hарэни мадлик/а нер ле-зхут нишмат Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я зажигаю свечу в заслугу души Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).
2. Дать пруту на цдаку (можно положить в копилку для цдаки дома или в любом другом месте) и сказать: «hарэни нотэн/ет цдака ле-зхут нишмат Рабби Яаков Ицхак бен рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я даю цдаку в заслугу Рабби Яаков Ицхак бен рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).
2. Сказать пасуки Теhилим: псалом 119 в соответствии с буквами имени Рабби Яаков Ицхак и слова Нешама (душа), предваряя чтение словами: «hарэни нотэн/ет цдака ле-зхут нишмат рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я говорю пасуки Теhилим в заслугу души Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).
Инструменты доступности