8 Хешвана – Йорцайт Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди
Он был один из великих Ришоним, автор “Шаарей Тшува”. Прозвище «Геронди» происходит от названия города Герона, недалеко от границы Прованса.
Рабейну Йона приходится двоюродным братом великого Рамбана – их матери были родными сестрами.
В юности учился в Йешивах Франции, у авторов Тосафот.
Затем изучал Тору в Провансе у законоучителя р. Шломо бар Авраама из Монпелье.
Возвратившись в Испанию, Йешиву в Барселоне. Ближайшим его учеником стал Рашба — будущий духовный лидер евреев Испании.
В 4992 (1233) году наставник р. Йоны, р. Шломо из Монпелье, возглавил борьбу мудрецов Прованса против изучения мировоззренческих трудов Рамбама, и в первую очередь, его книги «Море Невухим» (Путеводитель заблудших).
Многим выдающимся знатокам Торы казалось, что подход Рамбама к основам веры противоречит традиции: особенный протест вызывала у них попытка сравнивать еврейское миропонимание с методологией Аристотеля.
Мудрецов Прованса поддержали и ведущие авторы Тосафот, и глава испанских евреев, выдающийся законоучитель из Толедо Рабби Меир Абулафия «Яд Рама».
Рабейну Йона тоже горячо поддержал борьбу своего наставника.
В 4998 (1238) году, по решению ряда авторитетных раввинов, свитки «Море Невухим» и некоторых других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье.
Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.
Рабейну Йона увидел прямую связь между этими двумя публичными казнями книг. Он раскаялся в содеянном и дал обет совершить паломничество в Землю Израиля, чтобы там, собрав миньян на могиле Рамбама, прилюдно попросить прощения у великого мудреца и произнести видуй (покаянную декларацию):
«Я согрешил перед Б-гом Израиля в том, что порочил книги р. Моше бар Маймона…».
Вместе с тем он обязался глубоко изучать труды Рамбама — в дальнейшем р. Йона постоянно ссылался на его мнения и цитировал их в своих книгах.
Направляясь в Землю Израиля, Рабейну Йона остановился в г. Толедо — здесь его уговорили остаться и возглавить Йешиву. Его уроки привлекли в Толедо молодых знатоков Торы со всей Испании и из других стран.
В Толедо были созданы основные его труды. Он написал хидушим к талмудическим трактатам Бава батра и Санедрин. Кроме того, основываясь на конспектах уроков рабейну Йоны, его ученики составили комментарий к тому разделу кодекса Рифа, который посвящен талмудическому трактату Брахот — в классических изданиях Талмуда эти комментарии печатаются рядом с текстом кодекса Рифа.
Но особенную славу р. Йоне принесли его комментарии к Мишлей и к трактату Пиркей Авот.
Другой знаменитый труд рабейну Йоны — его книга Шаарей тшува («Врата раскаяния»), призывающая к трепетному служению Творцу и действенному благочестию.
Рабейну Йона скоропостижно скончался в Толедо, на восьмой день месяца мархешван 5024 (1263) года.
Повествуется, что как раз в это время в Героне разрешилась от бремени его дочь, которая была женой р. Шломо бар Моше, сына Рамбана.
И когда у Рамбана спросили, какое имя дать новорожденному, он ответил, что ребенка следует назвать Йоной — в честь деда, чтобы осуществился знаменитый принцип «И восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5) — «не покидает мир праведник, прежде чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б). …Через несколько дней из Толедо пришла весть о том, что рабейну Йона умер еще до рождения своего внука.
Некоторые современники утверждали, что внезапная смерть стала наказанием Небес за невыполнение обета совершить паломничество в Святую Землю, к могиле Рамбама (Праким бетолдот Исраэль).
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!