Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 8 Тамуза Йорцайт/Илула Рабби Элиягу Мани – Хеврон
дни
часы
минуты
секунды
Хахам Рабби Элиягу Салиман Мани родился в Багдаде (Ирак), однако, после брахи (благословения) полученной от великого каббалиста Рабби Йосефа-Хаима бен Элияѓу – он переехал в Эрец-Исраэль, где поселился в Хевроне и возглавил еврейскую общину.
Йорцайт – 8 Тамуза
Место захоронения – Хеврон
Известно, что Бен Иш Хай переписывался с Хахамом и уточнял многие алахот Эрец Исраэль через Рабби Элиягу Мани в пору его работы в Йешиве Кабалистов «Бейт Эль».
В Хевроне же, Рабби Элияѓу пользовался уважением не только евреев, но и арабских жителей, называвших его «шейх». После ухода Рабби Элияѓу из этого мира, он был похоронен на еврейском кладбище, однако арабы похитили его тело, и перезахоронили на мусульманском кладбище. Еврейской общине пришлось не просто, чтобы добиться возвращения тела Рабби Элияѓу и еще выставить охрану возле его могилы.
Чествуя Рашаша
Рабби Элиягу написал Хакдама к одной из своих книг: «Сегодня, 27 Швата 5616 года я взял на себя обязательство никогда не задавать никаких вопросов о Сефер «Нахар Шалом» [внука Рашаша – Рабби Шаломом Шараби] – из-за определенной истории, которая случилась».
В «Сефер При Эц Хаган» рассказывается следующая история:
Рабби Моше Хаим (сын Бен Иш Хай) имел минъаг, чтобы каждый Шаббат приводить в свой дом почтенных Хахамим на Сеуда Шлишит.
Рабби Моше тогда произносил перед ними Двар Тора. Рабби Элиягу Мани был там постоянным гостем. Однажды в Шаббат Рабби Элиягу произносил Двар Тора, и в середине своей речи он выступил против объяснений одного из великих Мекубалим – Рабби Шалома Шараби. Рабби Ниссим Эни, один из коллег Рабби Элиягу и внук Рабби Шалома Шараби, присутствовали на Сеуда Шлишит. Двое оспаривали интерпретацию сложной каббалистической проблемы, к которой обратился его дед, Рабби Шалом Шараби. Прочитав понимание этого вопроса Наар Шаломом Шараби, Рабби Элиягу провозгласил: «Рашаш имел в виду не это!»
Закончив свой Двар Тора, Рабби Элиягу почувствовал ужасную боль и почти на два дня был прикован к постели. Он тяжело заболел, и врачи не могли его помочь. Он заплакал и начал говорить уже Видуй. К третьему дню он почувствовал себя лучше и начал медленно восстанавливаться. Он позвал свою жену, Раббанит Серах и сказал: «Вот, ты родишь сына, и мы назовем его Шалом, потому что Мекубаль Рабби Шалом Шараби явился ко мне во сне, и упрекнул меня за то, что я так резко выступаю против его мнения. Это было причиной моей болезни.
Он сказал мне: «Какое вы имеете право говорить, что мой внук меня не понял! Это вы неправильно поняли великие слова моего внука».
Поэтому он не простит меня, и я не переживу эту болезнь, если не назову своего будущего сына в его честь. Я заверил его, что сделаю это, и он простил меня».
Его жена родила сына, и они назвали его Шалом, в честь великого Мекубаля Рашаша.
Подарок от египетского короля
Когда Рабби Элиягу Мани посетил Каир, он был приглашен в дом очень богатого человека, главы еврейской общины. Случилось так, что богатый человек был близок с королем и подал заявку на поставку всей военной униформы его солдатам.
В то время, как Рабби Элиягу был в доме богатого еврея, хозяин был вызван Королем на собрание королевского совета по поводу военной формы для солдат. Перед тем, как отправиться во дворец, Рабби Элиягу сказал ему, чтобы тот был очень осторожен – не пропустить Минху.
Мужчина согласился. В тот же день состоятельный человек выиграл тендер на поставку униформы!
Затем пришло время Минхи, и он покинул совет, чтобы найти укромное место для молитвы. Когда он вернулся с молитвы, Король спросил его, куда он отлучался. Богач ответил: «Я пошел помолиться».
Король спросил: «Чем этот день отличается от всех других дней?»
Богатый человек ответил: «У меня гостит один Мудрец и он сказал, что сегодня я должен быть осторожен, чтобы не пропустить эту молитву. Так что я последовал его словам».
Король сказал: «Прошу познакомь меня с ним».
Когда Рабби Элиягу пришел к Королю, тот почтил его. В то время дочь короля была очень больна, и отец Король не смог найти лекарство. Король попросил Хахама помочь, и Рабби Элиягу вежливо ответил: «Я не врач».
Родственники попросили, чтобы Рабби Элиягу дал ей вместо этого браху. Рабби Элиягу согласился и взял стакан воды и прочитал над ней некоторые главы Теилим. Он дал стакан воды напиться дочери Короля. Когда она закончила пить воду, цвет ее лица изменился, и она тут же выздоровела! Король дал Рабби Элиягу большую сумму денег и подарки для нуждающихся общины Хеврона и провел его с большими почестями. (Сефер «Хахме а-Сефарадим бе-Эрец Исраэль»
Кашрут
Известно, что Рабби Элиягу Манни пил молоко только от коровы (предварительно отложив ее молоко), которую вели на шхиту, чтобы убедиться, что у нее не было поврежденных органов.
И также в отношении яиц – он ел яйца только тех кур, которых потом должны были резать, чтобы убедиться, что все внутренние органы курицы в порядке.
Рабби Элиягу однажды был в Дамаске, Сирии, на благотворительном мероприятии. Богатый человек из города, Мистер Парчи, настоял на том, чтобы пригласить к себе Хахама. Рабби Элиягу всячески отказывался, но Г-н Парчи продолжал настаивать, пока он не пообещал Рабби Элиягу, что он предоставит ему его личное помещение, чтобы он мог учиться и спокойно молиться. Рабби Элиягу в конце концов согласился при условии, что ни одна женщина не должна приближаться к тому месту, где он остановится, потому что каблуки их туфель шумят и это мешает его обучению. Г-н Парчи согласился, и он был удостоен чести и рад решению Рабби Элиягу.
Во время трапезы Рабби Элиягу вел себя так же, как всегда за границей, и ел только хлеб. Однако Г-н Парчи, который купил новые кастрюли, сковороды, тарелки и чашки, чтобы не было ни малейшего иссура (греха), не разрешал Рабби Элиягу есть только хлеб и настаивал, чтобы он ел из прекрасной еды Сеуды.
Рабби Элиягу, конечно, отказался.
Г-н Парчи не сдавался, пока он сам не привел шохета со своим ножом, чтобы показать Рабби Элиягу, что у него действительно был Иръат Шамаим, и продемонстрировал реальную шхиту.
Рабби Элиягу наконец согласился есть из представленных перед ним прекрасных блюд из-за настойчивости богатого человека. Г-н Парчи и все гости были очень счастливы и начали обслуживать Рабби Элиягу. Когда Рабби Элиягу резал курицу, он заметил, что одна из костей курицы сломана, что создает проблему сафек трейфа. Рабби Элиягу повернулся к Г-ну Парчи, чтобы показать ему, и сказал: «Я ценю ваше огромное уважение ко мне, но, видите ли, даже Небеса хотят, чтобы я придерживался своих хумрот (устрожений) и не дают мне есть вашу еду!
Как исцелить глаза
Когда друг Раввина Ицхака Альфия заболел острой глазной инфекцией, он попросил помощи у Раввина. Рабби Альфия ответил ему: «Через несколько дней будет отмечаться праздник Пурим, и мы вместе пойдем просить благословения у Адмора из Лелова».
В разгар Пурима они обратились к Ребе и попросили его благословить больного на полное выздоровление, но Ребе отклонил их просьбу завуалированным заявлением: «Слезы лечат сухие глаза. Идите в Хеврон».
Друзья не поняли, что имел в виду Ребе, и все же они, не колеблясь, отправились в город Хеврон. Когда они прибыли в Хеврон, было уже поздно, и они были приглашены остановиться в доме городского раввина Хахама Элиягу Салмана Мани.
Усталые гости разошлись по своим кроватям, но через некоторое время проснулись в панике от горького плача. Рабби Альфия и его друг искали откуда доносится такой плач, и вдруг увидели хозяина дома, Хахама Мани, который молился «Тикун Хацот» — сидел на полу и горько плакал из-за разрушения Храма. Рабби Альфия понял совет Адмора из Лелова – он взял немного слёз Рабби Мани и приложил их к глазам друга, который быстро выздоровел.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(По книге «A Legacy of leaders» – Сефардские Хахамим, перевод Silatehilim.com)
Инструменты доступности