Давид бен Ишай – Давид а-Мелех
Йорцайт – 6 Сивана
Место захоронения – Йерусалим
Рождение Давида и Ницэвет бат Адаэль
Отец Давида, Ишай, был внуком Боаза и Рут.
После нескольких лет брака с женой Нецэвет и рождения 7-х сыновей, Ишай начинает испытывать сомнения в своем происхождении. Он член Сангедрина, ведущий авторитет Торы того времени, но его бабушка Рут была моавитянкой.
Тора запрещает израильтянам вступать в брак с моавитянами. Когда сомнение охватило сердце Ишая, человека честного и ответственного, он решает разлучиться с женой. Дети Ишая знали об этом разделении.
Жена Ишая — Ницэвет бат Адаэль — была праведной женщиной и очень тяжело переживала решение мужа оставить ее.
Так как Ишай был праведником, то знал, что Вс-вышний сотворил мир не для того, чтобы он оставался пустыней, но хочет, чтобы он был заселен, и поэтому не следует мужчине жить без жены. После нескольких лет одинокой жизни он выбрал одну из рабынь-неевреек, живших у него в доме, и сказал ей: “Я освобождаю тебя с таким условием: если я — полноценный еврей, то и твое освобождение является полным, и я беру тебя в жены в соответствии с законами Торы, данными нам Моше. А если я таковым не являюсь, то ты не освобождаешься и остаешься в прежнем статусе, а, стало быть, имеешь право выйти замуж и за моавитянина”.
Служанка оказывается верной своей хозяйке и поступает, как поступили наши праматери – Рахель с Леей, Ницэвет подменяет собой.
Через 3 месяца беременность Ницэвет становится явной и сыновья, подозревая свою мать в блуде, решают её убить. Ишай приказывает своим сыновьям не прикасаться к ней.
«Не убивайте ее! Вместо этого, пусть ребенок, который будет рожден, будет рассматриваться, как мамзер».
Талмуд (Шаббат 55б) называет Ишая одним из четырех праведников, которые умерли исключительно из-за греха Адама и Хавы, но не из-за собственных грехов.
Когда родился Давид, семья встретила его рождение с полной насмешкой и презрением: «Ненавистным я стал для своих братьев, и чужим для сыновей своей матери». (Теилим 69:9)
Давиду не разрешали есть вместе с остальными членами его семьи, у него был отдельный стол в углу.
Его сделали пастухом в надежде, что дикий зверь придёт и убьет его, когда он будет на пастбищах.
Единственный, кто страдал из-за Давида и чувствовал глубокую связь и любовь к ребенку – это была его мать – Ницэвет бат Адаэль, которая чувствовала боль и отторжения своего младшего ребенка, как свою собственную.
Униженная и презренная, Ницэвет лила реки слез, ожидая, когда справедливость будет восстановлена. Она перенесла долгие годы бизъйонот (унижений), 28 лет нападок, страданий и боли. 28 лет царот.
Ницэвет выбрала обет молчания. И, как Тамар, Ницэвэт будет вознаграждена за её молчание ребенком с великим будущим, который станет предком Машиаха.
Говорит Мидраш, когда Шмуэль а-Нави помазал Давида, послышался плач из-за пределов большого зала.
Это был голос Ницэвет, единственного сторонника Давида и единственного источника утешения.
Её 28 долгих лет молчания перед лицом унижения наконец подошли к концу. В конце концов, все увидят, что род ее младшего сына был чист, не испорчен ни одним пороком.
Хоть и будут звать Давида а-Мелеха бен-Ишай, но именно от мамы он впитал силу духа и мужество достойно противостоять своим противникам.
Ее терпеливая уверенность в Творце, что справедливость будет восстановлена, дало Давиду силы противостоять его испытаниям в жизни.
Она также учила его уметь проявлять смелость в нужную минуту – идти на личный риск, ведь без ее смелых действий занять место служанки в ту роковую ночь великая душа ее младшего ребенка, Давида, предка Машиаха, никогда не спустилась бы в этот мир.
Душераздирающие псалмы Давида а-Мелеха, произнесенные им в его самые тяжелые минуты, помогает и нам – его потомкам и как-будто написаны именно для нас.
За каждым псалмом стоит мама Давида а-Мелеха, пережившая ради него столько царот, но увидевшая помазание своего сына.
Сгула с именем мамы Давида а-Мелеха Ницэвет бат Адаэль
Есть особая сгула – произносить 17 раз имя мамы Давида а-Мелеха – Ницэвет бат Адаэль.
О ней писал 250 лет назад каббалист Рабби Яаков Кули – «Меам Лоэз», ею также ежедневно пользовался другой великий кабалист – Рабби Хаим Палладжи 150 лет назад.
В чем смысл этой сгулы и как она работает?
Особенность этой сгулы в том, что после ее произнесения, она становится «патахат эт а-тфила» – ключом для открытия Врат Молитв и превращает момент молитвы в «Эт Рацон» – время желаний – время принятие наших просьб.
Учит Рабби Хаим Паладжи, основываясь на написанном в Зоар а-Кадош, что тот, кто произносит имя мамы Царя Давида сразу после Биркот а-Шахар – получит больше, чем он заслужил – «ми шезакай икабель йотер».
Секрет в том, что произнести 17 раз Нецэвет бат Адаэль – это «аль пи а-сод» – тов (хорошо).
Рабби Яаков Кули в «Меам Лоэз» раскрывает, что впервые Ханна – мама Шмуэля а-Нави, когда приходила в Шило к Мишкану – произносила 17 раз имя мамы Царя Давида – Ницавет бат Адаэль, зная секрет, что Ницавет – состоит из тех же букв, что Ницбет – Имя Ангела, которое мы обнаруживаем у Шмуэля а-Нави.
Рабби Эмануэль Мизрахи подчеркивает, что особенно хорошо произносить имя мамы Давида а-Мелеха утром в Рош а-Шана и Йом Кипур – сразу после Биркот а-Шахар.
Произнесение имени женщины (28 лет переживавшей насмешки и издевки) – особенно перед чтением Теилим (ведь за каждым псалмом Давида стоит его мама), а также любых молитв и Итбодедут – огромная сгула для всех видов Йешуот.
Давид Мелех Исраэль Хай векаям
Есть большой секрет в словах: ”Давид Мелех Исраэль Хай векаям!” – (
Давид жив и будет существовать всегда, во веки вечные).
Давид а-Мелех остерегался все дни своей жизни не пробовать вкуса смерти.
Потому что сон – это 1/60 смерти.
А место Давида – это “хай” – жизнь.
Царь Давид никогда не спал подряд 60 вздохов.
Даже если на 1 вздох меньше 60 – это полностью “хай”- жизнь.
Но, начиная с 60 и выше, – человек пробует вкус смерти и властвует над ним дух нечистоты.
Давид аМелех оберегал себя и не пробовал вкуса смерти, чтобы не властвовал над ним дух нечистоты, потому что
60 – 1 нешамот (вздохов) = секрет жизни вверху.
До 60 – это высшие 60 вздохов, от которых зависит Жизнь.
А больше – это секрет смерти.
Поэтому раби Йуда сказал, что Давид спал подобно лошади – не больше 59 вздохов.
По другому мнению, царь Давид никогда не спал больше получаса, так что с позиции Алахи он не должен был делать
нетилат ядаим (омовение рук).
Так как нечистота не оседает на человеке, если он не спал
полчаса.
При этом, царь Давид ни разу не пропустил полночь -
вставал и учил Тору до утра.
С полуночи он вообще не спал и не дремал – учил Тору и прославлял Творца псалмами.
Когда приходила ночь он сидел с главами поколения, разбирал судебные дела, учил Тору.
Шел спать не в начале ночи,
а ближе к полуночи.
В полночь вставал и вновь начинал работу ради Вс-вышнего,
прославляя Его и слагая песни в честь Него.
Когда наступает полночь – пробуждается Высшая Святость.
И если человек спит, не торопясь узреть Честь своего Господина, то он как бы пробует вкус смерти.
Поэтому учеба в полночь имеет большое значение.
Полночь – это время когда Кадош БарухУ входит в Эден к праведникам и учит с ними Тору.
Это есть объяснение полночного исправления -
Тикун Хацот. (Зоар, Ваигаш, Сулам, Цви Нисанзон)
Арфа и Царь Давид
«Арфа висела над кроватью Давида. В полночь поднимался северный ветер, дул на нее, и она играла сама собой».
Человек – музыкальный инструмент Творца. Наша душа называется «арфой» (кинóр) и струны ее дрожат от прикосновений света. Эта дрожь – забота о том, чтобы доставить удовольствие Творцу. Арфа Давида играет сама собой, потому что его душа находится в слиянии с Творцом. Все мы разные и вместе составляем «оркестр», исполняющий симфонию света. (Бааль Сулам “Письма мудрости”)
Пятиструнная арфа – соответствует Торе (пятикнижию) и написано в книге Зоар: “И держащие Тору – это те, кто держат арфу“ . (Зоар, Цав 32)
“5 разделов (буквально “ушей”- т.к. они напоминают по форме уши) есть у легких. Ибо дух жизни пребывает в легких и оттуда протяженность духа во время вздоха, как это очевидно каждому. А потому есть 5 разделов у легких, в соответствии с 5 книгами Торы, с 5 струнами арфы Давида – вместилищами духа жизни. (“Ликутей Маоран”, Раби Нахман из Бреславы)
Давид а-Мелех
Мудрецы Талмуда (Санэдрин, 107) указывали, что корнем греха царя Давида была его чрезмерная уверенность в себе:
“Испытывай меня, Вс-вышний, искушай меня!” – просил царь Давид. (Теилим 26:2)
После этих слов Вс-вышний и послал ему испытание с Бат-Шевой, которое Давид не смог выдержать. Грех Давида научил его скромности, а его великое раскаяние стало примером для всех поколений евреев.
От вхождения народа Израиля в свою землю до рождения царя Давида прошло около 370 лет :
от исхода из Египта до строительства 1 Храма – 480 лет. (Мелахим 1,6:1)
Если из этого числа вычесть 40 лет (в пустыне ) и 70 лет жизни Царя Давида (а возведение Храма началось после его смерти ) – то получится 370 лет.
Этот период 370 лет делится на 4 поколения: Салмон, Боаз, Овед и Ишай.
То же место, которое занимает среди всех пророков Моше Рабейну, занимает Давид, царь Израиля, среди всех обладателей духа святости.
Моше Рабейну обладал даром пророчества самой высокой степени, и у Давида был такой уровень руах а-кодеш, что в этом с ним не мог сравниться никто. И выразился он в творении, которое во все времена и повсеместно считалось и продолжает считаться непревзойденным шедевром поэзии, а именно в книге Теилим – «Псалмов». Издавна ни одну из книг Танаха не читают так часто, как эту.
Вся книга разделена на 5 разделов – наподобие Пятикнижия, – а также на 7 частей,соответственно дням недели, и на 30 дней месяца. Кто желает – может закончить ее за неделю или за месяц. В такие моменты, когда необходима особая помощь Свыше, принято читать особенно много псалмов. В изданиях Теилим в начале и конце обычно печатаются молитвы, которые произносят перед чтением псалмов и после него. В них упоминается, что и из первых, и из последних букв слов Теилим складываются Имена Всевышнего – те, которые известны только каббалистам. Так что когда читают эти слова, даже не понимая их смысла, призывают Всевышнего Его тайными Именами – и Он отвечает! (Рав Йеуда Векслер)
Аспект Царя
Главный аспект царя — это слава (как мы говорим в благословении на еврейского царя: «…выделивший от Своей славы боящимся Его»). Именно Давид, «несущий» в себе еврейское царство, возвратил славу нашему народу, убив Голиафа (Шмуэль I 17:10)
И сказал плишти (Голиаф): «Я сегодня позорил армию Израиля. Дайте мне человека, и мы сразимся с ним!»
40 дней он позорил еврейские войска, и никто не выходил к нему из-застраха. Давид вышел и убил его. Кроме того, Давид женился на Михаль (дочери первого еврейского царя, Шауля) в результате того, что убил 100 плиштим. И тем самым он связал себя с царской семьёй.
В устранении позора и насмешек со стороны плиштим рождается основа нашей славы – царство Давида:
«В этот день отдал тебя Г-сподь мне в руки, и устраню я позор, и узнает весь мир, что есть Б-г в среде Израиля». (Шмуэль I 17:46)
Написано у Рабейну Бхайя, что те колодцы – это источник веры, а откапывание этого источника есть устранение праха – пищи Змея, который является самым твёрдым материалом. Задача каждого из нас – раскопать и удалить прах плиштим, чтобы снова забил, разлился источник живой воды.
Это ещё одно понимание сказанного мудрецами:
«В будущем Вс-вышний устроит большой пир для праведников, когда воздаст добро потомству Ицхака».
А именно: потенциал заново откопать то, что завалили плиштим, имеется у нас от Ицхака. А полная победа над ними – это потенциал Давида, который убил «того плиштим» и захватил впоследствии всю их землю, и уничтожил их. (Гаон Моше Шапиро)
Давид и Голиаф
Голиаф был родственником Давида – сыном Орпы (сестры Рут): “из строя палестинцев”. (Шмуэль 1,17) .
Не читай ממערכות (из строя), а читай ממערות (из пещер). Сказано так, поскольку Голиаф сделал для своей матери подобие пещеры. И сказано там же: “И проклял палестинец Давида его Б-гом” – то Давид посмотрел на него дурным глазом. А куда бы Давид не смотрел дурным глазом, привлекались туда всякие виды проказы – из глаз Давида. Так было и с Йоавом: когда Давид посмотрел на него дурным глазом, тот заболел проказой.
Когда палестинец проклял Имя, Давид псмотрел на него дурным глазом и увидел, что к него на лбу появилась проказа; тут же погрузился камень в его лоб. Глаз Давида был подобен разноцветной ткани: не было в мире таких красивых глаз , как глаза Давида – все цвета мира переливались и сверкали в них и взгляд его излучал любовь, ко всем людям, боящимся греха, как написано: “боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются”. (Теилим 119:74) Они радовались, когда видели Давида, а грешники – боялись его. (Зоар на Балак, Сулам, Цви Нисанзон)