Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 30 Нисана Йорцайт Рабейну Йосеф а-Леви Мигаш – Ибн Мигаш
дни
часы
минуты
секунды
Рабейну Йосеф бен Меир а-Леви Мигаш – Ибн Мигаш (1077–1141) – ученик Рифа – крупнейший испанский талмудист третьего поколения испанских раввинов.
Йорцайт – 30 Нисана
Место захоронения –
Сначала он учился у Исаака бен Барух Албалия, а в возрасте 12 лет отправился в Лусену, где учился у Альфаси 14 лет. Его учитель поощрял его, рукоположил в сан раввина и оказал ему большую честь, даже назначил его своим преемником на посту главы Йешивы, хотя его собственный сын был талмудистом. Ибн Мигаш занимал этот пост 38 лет, до своей смерти.
Ибн Мигаш пользовался выдающейся репутацией среди современников. Маймон, отец Рамбама, по-видимому, был среди его многочисленных учеников, а Маймонид, особенно в своих новеллах о Талмуде, часто опирается на предания Ибн Мигаша, которые, как он утверждает, он получил от своего отца. В предисловии к своему комментарию к Мишне он говорит о нем: «Понимание этого человека в Талмуде внушало благоговейный трепет… так что о нем почти можно было сказать, что никогда прежде не было ему подобного».
Привязанность Маймонида к Ибн Мигашу настолько сильна, что его долгое время ошибочно считали его учеником. Йеуда Галеви, с юности друг Ибн Мигаша, сочинил хвалебные стихи в его честь, и именно он сформулировал письмо к ученым Прованса, в котором Ибн Мигаш искал знакомства с ними и их учением. Это письмо является самым ранним из сохранившихся документов о связях между центрами обучения в Провансе и Испании.
Из работ Ибн Мигаша сохранилось очень мало. Его новеллы к Бава Батра (Амстердам, 1702 г.) и Шевуот (Салоники, 1759 г.) были опубликованы, но его комментарий, должно быть, охватывал по крайней мере половину Талмуда, и даже опубликованная часть сама по себе не является полной. Его новеллы к Бава Батра более широко и полно цитируются в работах других ришонов, и в превосходной форме они встречаются в «Шитах Мекубезет» по сравнению с этим трактатом, а также в работе Агмати «Сефер а-Нер». Опубликовано относительно небольшое количество его респонсов (переведенных с арабского оригинала) (Салоники, 1786 г.); некоторые из них включены в работы других (например, в респонсе Пеэр ха-Дор, Амстердам, 1765 г.), а другие сохранились в рукописях. Известно, что он составил книгу комментариев (которая, однако, не сохранилась) на Хилхот а-Риф своего учителя. Произведения Ибн Мигаша оказали решающее влияние на изучение Талмуда в Испании и Провансе. Меир Абулафия, подытоживший учение испанских ученых вплоть до поколения Нахманида, включил в свою работу — в основном анонимно — многие комментарии Ибн Мигаша. То же самое делает и Нахманид, который передал их своим ученикам и последователям, таким как Соломон бен Авраам Адрет (Рашба) и Йом Тов бен Авраам Асевили (Ритба). Они были хорошо известны и в Провансе, их уже цитировал Авраам бен Исаак, который часто опирается на них в своих респонсах. Меир, сын Йосифа ибн Мигаша, также был известным ученым в Испании; его сын Исаак служил с Меиром Абулафией в Бейт-Дине Толедо в 1205 году. Среди важных учеников Меира был Йонатан а-Коэн из Люнеля.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(A.L. Grajevsky, Rabbenu Yosef ha-Levi ibn Migash (19632); B.Z. Benedict, in: Tarbiz, 22 (1950/51), 99ff.; idem, in: ks, 31 (1955/56), 264–5; I. Ta-Shema, in: ks, 46, 47 (1971–72). [Israel Moses Ta-Shma])
Инструменты доступности