Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 3 Хешвана Йорцайт Рав Овадья Йосеф – Ришон ле-Цион
дни
часы
минуты
секунды
Рав Овадия бен Яаков Йосеф – Маран – Ришон ле-Цион (24 сентября 1920, Багдад – 7 Октября 2013 Йерусалим)
Йорцайт – 3 Хешвана
Место захоронения – Санhедрия, Йерусалим
Он родился в иракской еврейской семье в Багдаде, Османский Ирак, 24 сентября 1920 года в семье Яакова Бен Овадия и его жены Джорджии.
Его арабское имя было Абдулла Юсеф. В 1924 году, когда ему было четыре года, он иммигрировал в Иерусалим, подмандатную Палестину, со своей семьей. В Палестине семья приняла фамилию «Овадия». Позже Овадия Йосеф изменил свою фамилию на свое второе имя «Йосеф», чтобы избежать путаницы с тем, что его зовут «Овадия Овадия».
Подростком он учился в Йешиве “Порат Йосеф”, где перешел в класс самого высокого уровня, в котором преподавал Рош-Йешива Рабби Эзра Аттия.
Свидетели рассказывают, как Аттия сыграл важную роль в удержании молодого Йосефа в мире Торы. В какой-то момент прилежный молодой ученый внезапно перестал приходить в Йешиву на несколько дней. Аттия посетил его дом и был потрясен бедностью, которую он там увидел. Отец Йосефа объяснил, что у него небольшая бакалейная лавка, и мальчик нужен ему для работы. Аттия безуспешно пытался убедить отца в важности изучения Торы. На следующее утро, когда отец вошел в свой магазин, он увидел, что Аттия стоит там в рабочем фартуке. Рош-Йешива объяснили, что он пришел в магазин рано утром, когда Йосеф открывал магазин. Он сказал юноше, что нашел подменного работника, который будет работать бесплатно, и отправил его обратно в Йешиву.
«Вы сказали, что вам нужен кто-то, кто мог бы помочь, и что вы не можете позволить себе заплатить. Я и есть этот кто-то. Обучение вашего сына важнее моего времени!» — сказал он отцу, который в конце концов уступил и позволил своему сыну продолжить обучение в Йешиве.
Йосеф получил раввинское посвящение в возрасте 20 лет. Он подружился с несколькими членами своего класса, которые заняли видные руководящие должности в сефардском мире, такими как раввин Бен Цион Абба Шауль, раввин Барух Бен Хаим, раввин Иегуда Моаллем и раввин Цион Леви.
Вскоре Рава Овадью пригласили на должность раввина Каирской еврейской общины. По возвращении в Израиль, Рав Овадья становится раввином Тель-Авива – Яффо.
Затем он — главный сефардский раввин Израиля.
Рав Овадья Йосеф фактически создал современную израильскую общину сефардских евреев. Однако главным делом своей жизни он считал изучение Торы и составление разъясняющих ее книг.
Рав Овадья написал около 50 книг. И еще несколько сотен — составлены по записи и обработкам его уроков и выступлений.
Рав Овадья Йосеф оставил после себя тысячи учеников и десятки тысяч учеников, воспитанных его учениками.
14 лет назад, когда у Рава Овадьи Йосефа начался сердечный приступ и раввина привезли в Йерусалимскую больницу «hадасса», врачи определили, что причина недомогания — закупорка сердечных артерий. Требовалась немедленная операция по их расширению (т.н. « центур»).
Находясь в тяжелейшем состоянии, Рав Овадья ответил врачам, что… не согласен на операцию, так как ему срочно нужно «вернуться домой на 3 часа».
Сопровождающие Рава Овадью в больницу близкие с изумлением напомнили ему, что, поскольку речь идет о смертельной опасности, рав, как любой еврей — освобожден от выполнения каких-либо заповедей. Тогда Рав Овадья вынужден был подробно объяснить свой поступок: «Приступ случился, — сказал Рав Овадья Йосеф, — когда я писал ответ женщине, муж которой пропал без вести, и она спрашивала, разрешается ли ей снова выйти замуж, ведь она — «агуна» (статус женщины, формально состоящей в браке, муж которой пропал без вести и достаточной информации о смерти которого нет)».
«Я должен закончить письмо, — пояснил Рав Овадья, — ибо человек, который приходит в больницу — не знает, выйдет или он из больницы или нет. Поэтому я обязательно должен вернуться домой и дописать ответ этой несчастной женщине…».
Случаев, когда Раву Овадье Йосефу приходилось принимать сложнейшие галахические решения, выручая людей, оказавшихся в труднейших ситуациях — множество.
Армия, «Мосад» другие спецслужбы, действующие за границей, в тылу врага, не раз обращались к раву, когда никто не мог взять на себя ответственность и решить, например, может ли фактически потерявшая мужа-военнослужащего, как правило — совсем еще молодая женщина, вступить в новый брак. Как теперь известно, примерно тысяче женщин- агунот Рав Овадья Йосеф помог в соответствии с еврейским Законом «освободиться» от статуса «агуны» и вторично выйти замуж.
Исторический и духовный масштаб личности Рава Овадьи «просматривается» уже сейчас. Все познается в сравнении.
Спросите прохожих на улице о людях, которые совсем недавно были министрами и депутатами Кнессета, «вершителей судеб» государства. Кто знает о них и помнит? Даже Давид Бен-Гурион сегодня известен многим исключительно по названию аэропорта. Ни книги, написанные им, ни книги с его выступлениями сегодня никто не читает.
Книги же, написанные равом Овадьей — и это можно с определенностью сказать уже сейчас (!) — и через 50 и через 100 лет будут стоять на полках в домах религиозных евреев. И не просто стоять, но — серьезно изучаться.
Кстати говоря, сефардский «сидур» (молитвенник), переработанный раввином Овадьей, уже сегодня — общепринятый практически во всех сефардских синагогах вариант «сидура».
Мы — в том числе и авторы данного материала, в силу недостатка знаний в Торе и еврействе, увы — «нули», когда дело касается сколько-нибудь адекватной оценки вклада в изучение Торы величайшего раввина нашего поколения Рава Овадьи Йосефа.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(evrey.com – Рав Элиягу Эссас)
Инструменты доступности