Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 3 Сивана Йорцайт Рав Овадья Бартенуро
дни
часы
минуты
секунды
Рав Овадья бен Авраам Бартенуро был учеником Йосефа Колона Тработто (Маhарик) и стал Равом в Бертенуро, городе в современной провинции Форли-Чезена, откуда он получил свое имя, и в Кастелло.
Йорцайт – 3 Сивана
Место захоронения – Йерусалим, у подножия Ар а-Зейтим
Желание посетить Землю Израиля привело его в Йерусалим; и он прибыл туда 25 марта 1488 года, начав свое путешествие 29 октября 1486 года. Его прибытие ознаменовало новую эпоху для еврейской общины там. Управление еврейскими общинными делами в Йерусалиме попало в руки беззаконных чиновников. Мусульманское правительство облагало их высокими налогами; с богатыми обращались так же и изгоняли из города непомерными требованиями к ним, так что еврейская община была на грани разорения.
В письме, написанном своему брату в Йерусалим 24 августа 1489 года, Рав Овадия упоминает, что евреи стекаются в Йерусалим из Египта, Дамаска, Алеппо и других мест, чтобы поклоняться Б-гу. В том же году он говорит, что также встретил евреев из Адена. Он говорит о себе, что жил в доме Нагида и дважды в месяц читает проповеди в синагоге еврейской общине на еврейском языке и что он был освобожден от уплаты обычного налога, взимаемого со всех других еврейских граждан.
Позже в том же году, 17 декабря, он пишет, что переехал в Хеврон, где он нашел атмосферу гораздо более благоприятную, и небольшую еврейскую общину, насчитывающую около двадцати семей.
Личность Бартенуро, красноречие и большая репутация ученого привели к тому, что он был принят в качестве духовного главы общины сразу по прибытии. Его первой заботой было поднять интеллектуальный уровень общины, и с этой целью он привлекал молодое поколение к изучению Талмуда и раввинистической литературы, и каждую вторую субботу он читал проповеди на иврите, хотя народным языком был арабский, который Бартенуро так и не выучил.
Его связи в Италии обеспечивали его деньгами для поддержки бедняков, что еще больше прибавило ему авторита. Ему удалось добиться отмены ежегодного налога в 400 дукатов, который был непосилен народу; вместо этого был введен простой подушный налог, уплачиваемый непосредственно правительству.
Когда после изгнания евреев из Испании, в 1492 году многие изгнанники поселились в Йерусалиме, Бартенуро стал их интеллектуальным лидером. Эти испанские евреи предоставили Бартенуро место для Йешивы в Йерусалиме, которую он основал более чем через тысячу лет после исчезновения последней академии в Палестине. Значительную поддержку содержанию Йешивы оказали евреи Египта и Турции по письменному ходатайству Бартенуро. Исаак бен Натан ибн Шулал, нагид и принц Египта, был особенно полезен.
За то десятилетие, в течение которого Бартенуро контролировал интересы еврейской общины в Йерусалиме, произошли радикальные изменения к лучшему. Вскоре после своего приезда он был вынужден однажды вырыть могилу, потому что община не предоставила никого для выполнения этой работы; несколько лет спустя появились такие благотворительные учреждения, как больницы, благотворительные общества помощи и тому подобные ассоциации, и все они находились под превосходным управлением. Его слава распространилась по всем частям Востока, и на него стали смотреть, как на авторитетнейшего раввина; даже мусульманское население часто обращалось к нему для решения судебных дел. Он резко порицал раввинов за взимание платы за услуги на свадьбах и разводах, что в то время было общепринятым в Германии. Он считал своим долгом совершать религиозные обряды без денежного вознаграждения.
Бартенуро наиболее известен, как комментатор Мишны; важность его комментария иллюстрируется тем фактом, что с момента его появления (Венеция, 1549 г.) почти ни одно издание Мишны не было напечатано без него. Комментарий основан в основном на Раши и Рамбаме.
Бартенуро также является автором суперкомментария к комментарию Раши к Торе.
Пусть зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
https://dailyzohar.com/tzadikim/389-Rabbi-Ovadiah-ben-Abraham-of-Bartenura
Инструменты доступности