Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 3 Сивана Йорцайт Рабби Яаков Шимшон из Шепетовки
дни
часы
минуты
секунды
3 Сивана Йорцайт Рабби Яаков Шимшон бен Ицхок из Шепетовки (1801 г.). Талмид Магида из Межерич, Толдот Яаков Йосеф и Рабби Пинхаса из Корица.
Йорцайт – 3 Сивана
Место захоронения – старое кладбище в Тверии;
Ездил в арабские страны, чтобы собрать деньги для бедняков Эрец-Исраэль. Сын раввина Ицхака, раввина Славуты, он был потомком раввина Шимшона из Острополя.
Он был учеником Магида из Межерича, Рава Пинхаса из Корица и близким другом Рабби Баруха из Меджибож.
Рав Яаков Шимшон из Шепетовки был великим галахическим авторитетом, чья значительная эрудиция снискала ему уважение и признание в раввинских кругах. Его цитирует Рабби Эфраим Залман Марголис в «Сефер Зера Эфраим».
На него была возложена грандиозная задача разъяснения хасидского учения таким авторитетным раввинам, как раввин Йехезкель Ландау из Праги, Рабби Йешайя Иегуда Леб Берлин и Рабби Эфраим Залман Маргулис из Брод. Эти раввины выступали против хасидского движения Баал-Шем-Това.
Он сменил своего отца на посту раввина в Шепетовке, но в 1799 году поселился в Тверии, где познакомился с раввином Нахманом из Брацлава, когда тот путешествовал по Израилю. Великой радостью для Рабби Яакова Шимшона была встреча с Рабби Нахманом, он приготовил трапезу в его честь и очень радовался вместе с ним, долго разговаривая с ним наедине.
Сипурей Цадиким
Известно, что его учитель – Рабби Яаков Йосеф из Полонного – подвергался нападкам митнагдим. Сохранилось предание о том, что Рабби Яаков-Йосеф явился во сне своему ученику, Рабби Шимшону из Шепетовки, и потребовал, чтобы тот отправился в Прагу и потребовал от Рабби Йехезкеля Ланда – автора «Нода бе-Йеуда» («Известно в колене Йеуды»), объяснений.
После долгих скитаний Рабби Шимшон добрался наконец до Праги и под видом нищего вошел в дом автора «Нода бе-Йеуда», когда тот сидел в окружении учеников, оттачивая свой ум в изощренных талмудических дискуссиях. Рабби Йехезкель принял «попрошайку» неприветливо, посчитав, что тот мешает и отвлекает его и учеников от учебы, но тот вступил в беседу и остроумно показал, насколько безосновательны и бесцельны их логические построения. Он назвал эти штудии лишь забавой и способом блеснуть, а кроме того, доказал, что и сам умеет при надобности талантливо вести дискуссию, найти «изюминку» в предмете и обладает талмудическими познаниями, не менее глубокими, чем у тех, кто сидит перед ним. Когда присутствующие убедились в его учености, он открыл им свое истинное лицо и сказал:
«Я меньший из младших учеников святого цадика из Полонного, автора «Толдот Яаков-Йосеф».
Из этого вы можете заключить, каковы у нас средние ученики и каковы же старшие, а после того сумеете себе представить, какова глубина познаний и острота ума великого Рабби, написавшего «Толдот Яаков-Йосеф».
Затем последовала дискуссия между ним и Рабби Йехезкелем о хасидизме вообще и о Рабби Яакове-Йосефе в частности. Особенно изумило пражского раввина утверждение Рабби Яакова, что «для того, чтобы цадик смог приподнять нижнюю ступень и приблизить ее к высшей, он должен спуститься к ней и обрести с ней связь». Гость из Шепетовки отвечал: «Прежде чем удивляться словам Рабби, вам следовало бы вознегодовать на Моше, который первым пошел той же дорогой». «В час, когда евреи совершили это деяние (поклонение золотому тельцу), – учил Рабби Нехемья в мидраше «Шмот раба», – встал Моше, чтобы убедить Вс-вышнего простить их, и сказал: «Владыка мира, они Тебе помогли, а Ты хочешь их уничтожить?! Тогда пусть этот телец Тебе помогает: Ты будешь заставлять светить солнце, а он – луну, Ты – звезды, а он – созвездия и т. д.».
Ответил Г‑сподь: «Моше, ты ошибаешься так же, как и они, ведь этот телец – ничто!» Но тот ответил:
«А почему же Ты тогда гневаешься на Своих сыновей?»
Видите, что Моше, с которым, как утверждает Тора, никто не может сравниться, в своем желании защитить еврейский народ и приподнять его на более высокую ступень, позволял себе спуститься настолько, что произнес слова, которые могут быть истолкованы как издевательство и насмешка над Небесами».
В конце концов Рабби Шимшон одержал победу в споре и смог убедить Рабби Ланда в своей правоте. Тогда, заключает предание, тот «поднял книгу «Толдот Яаков-Йосеф», которая валялась у него под ногами, и поцеловал ее».
«И выведу вас из-под тягот египетских…» (6:6) Слово «тяготы», на иврите – «сивлот», родственно другому слову того же корня: «савлонут» – «терпение». Самая страшная опасность в изгнании не собственно тяготы («сивлот»), а терпение («савлонут»), когда человек привыкает к подобному положению раба и смиряется с ним, по принципу: «стерпится – слюбится»!
Если еврейский народ готов был терпеливо сносить египетское рабство, то это был верный знак, что наступило время немедленно выводить его из Египта! (Рабби Бунем из Пшисхи)
Один из внуков Рабби Зюши из Аниполя собирался жениться, и его родители за несколько месяцев до свадьбы пришли спросить великого праведника, кого выбрать поставить хупу.
Последовал незамедлительный ответ: «Рабби Якова Шимшона из Шепетовки!»
К тому времени Рабби Яков Шимшон уже уехал в Исраэль, поэтому такой ответ вызвал больше, чем удивление. Но до хупы оставалось ещё много времени, поэтому этот вопрос пока отошел на второй план. За неделю до свадьбы спросили вновь святого праведника, кто будет проводить хупу.
И вновь — незамедлительный ответ: «Шепетовкер Ребе». Домашние решили, что от старости и болезней рабби Зюша просто позабыл, что ребе из Шепетовки уехал навсегда в Эрец Исраэль. Однако, искать кого-то другого всё же не решились. В день свадьбы в третий раз обратились к праведнику с этим вопросом.
Он ответил так же! Наконец, подошло время хупы. Жених и невеста, многочисленные родственники и приглашённые ждали раввина. Послали домой спросить Рабби Зюшу, кто будет проводить хупу?! «Рабби Яков Шимшон из Шепетовки», — продолжал настаивать праведник. Члены семьи совсем растерялись и просто не знали, что делать!
Тут подъезжает дилижанс, и из него выходит Рабби Яков Шимшон.
Именно в это время он прибыл из Святой Земли для сбора пожертвований. Услышав, что Рабби Зюша женит внука, он поспешил прямо на хупу! Участники торжества стали свидетелями исполнения, казалось бы, нелепых слов праведника.
«Легче вырвать евреев из галута, чем вырвать «галут» из сердца самого еврея»!
(Рабби Яков Шимшон из Шепетовки)
Кевер Рабби Яаков Шимшон из Шепетовка находится на старом кладбище Тверии среди учеников Бааль Шем Това.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/215-Rabbi-Yaakov-Shimshon-of-Shepetovka)
Инструменты доступности