Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 3 Элула Йорцайт/Илула Рабби Авраам Ицхак а-Коэн Кук
Рабби Авраам Ицхак а-Коэн Кук 3-го Элула 5695 года (1935) ушел из этого мира (зхуто таген алейну). Он отличался своей великой любовью к народу Израиля и удостоился того, что его душа освещает путь поколениям, вселяя в наши души любовь и веру. Он похож на Авраама, основателя еврейского народа.. Наш праотец Авраам, заложивший основы добра во всем мире и фундамент еврейского народа, был назван Вс-вышним “любящий Меня” (Йешаяу). Он был первым из тех, кто верил во Вс-вышнего настолько, что готов был отдать свою жизнь, но не отказаться от веры. “И поверил во Вс-вышнего, и было засчитано ему в праведность”. И он удостоился благословения: “Иди себе в землю: которую Я покажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим : и будешь благословением” (Берешит, 11).
Так же, как наш праотец, Рабби Авраам Ицхак а-Коэн Кук думал о будущем народе, который родится из пламени мировых войн и борьбы за землю. Он хотел объединить все его разрозненные общины на основе взаимной любви и привести к той цели, которая наметилась в самом начале: создание на Святой земле народа, дающего благословение всем племенам и нациям. На его долю выпала нелегкая задача: быть тем человеком, который проложит путь из двухтысячелетнего изгнания в эпоху освобождения. Для этого нужно было обладать редким даром – умением увидеть зарождающееся время, его особенности и черты, понять, что разрушение старых устоев – необходимое условие начала чего-то нового. Не так-то просто разглядеть свет будущего, когда ты живешь во время всеобщего хаоса, когда рушатся основы мира, и свет и темнота действуют вместе, и невозможно разделить между ними, как в первые шесть дней творения. Люди, прокладывающие путь другим, отличаются способностью жертвовать собой ради народа и быть его слугой.
Хаскама для Сефардского сидура
Интересно прочитать письмо Рава Кука от 1905 года, адресованное раввину горско-еврейской общины Яакову Ицхаки в ответ на просьбу последнего прислать ему письменное одобрение на написанный им молитвенник с комментариями, «Оhалей Яаков».
В иудаизме существует традиция давать согласие (хаскама) в сопроводительном письме, которое публикуется в начале книги. В хаскаме признанный авторитет в деле изучения Торы дает краткий комментарий к книге и одобряет ее. Хаскама является свидетельством того, что содержание книги заслуживает внимания и что автор действительно хорошо сведущ в предмете, о котором пишет.
Рав Яаков Ицхаки много лет исследовал сефардский махзор, молитвенник, содержащий праздничные молитвы. С этой целью он изучил множество древних источников. Он основывал формулировку пиютов (поэтических религиозных текстов) на их точности и ясной научной интерпретации. В этой работе, как и в других трудах рабби Яакова Ицхаки, отражен его исследовательский и исторический подход.
В коллекции рукописей раввина Яакова Ицхаки, находящейся в Архиве еврейского народа в Иерусалиме, есть впечатляющие письма-согласия на его махзор. Письма были получены от величайших раввинов конца 19 и начала 20 веков. Среди них был раввин Шмуэль Салант, который в то время был раввином колеля ашкеназской общины в Иерусалиме, хахам-баши Элиягу Моше Панизил и хахам Шауль Элишар, которые были главными сефардскими раввинами Эрец-Исраэль. Выделяется на этом фоне письмо рава Кука, который в те годы служил раввином Яффо и мошавот (еврейских поселений). В этом письме рав Кук подтверждает принятие махзора, но поясняет, что он не считает себя достойным писать «согласие».
“Я с радостью принял письмо раввина вместе с махзором “Оhалей Яаков”, с его замечательным комментарием. Мое сердце наполнилось счастьем и радостью, когда я увидел, как светит свет на песни и пиюты сефарадских святых общин. Как ценно его доброе сокровище, в котором собраны старинные песни. Автор вложил много труда и теперь принес все готовое, полное истинной святости, всем желающим. (Что касается того, что он просил меня дать согласие на его драгоценный комментарий к махзору. Я не считаю себя достойным этого. Его святые слова — добрые и драгоценные, они сами свидетельствуют о чистоте сердца их создателя и о его обширных познаниях во всех предметах Торы. И я, значительно уступающий в своих познаниях, не считаю себя вправе хвалить книги, которые распространяют свет”.
Рав Кук завершает письмо пожеланиями здоровья, силы и долголетия рабби Яакову Ицхаки. Желает, чтобы рав продолжал писать книги, которые открывают свет истины для многих.
Письмо свидетельствует о редких чертах личности рава Кука. Из него также можно почерпнуть важные сведения о взаимоотношениях между лидерами еврейских общин той эпохи.
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности