Рабби Ханина Бен Терадион – Тана третьего поколения Танаим – был одним из Десяти Мучеников – «Асара Харугей Мальхут».
Йорцайт – 27 Сивана
Место Захоронения – недалеко от Ципори
Он жил в Сихнине, в Нижней Галилее. Его другом и коллегой был Рабби Халафия. Рабби Ханина был наказан за произнесение одного из Имен Ашема на публике, и его жена была наказана за то, что не помешала ему это сделать.
У Рабби Ханины были 2 сына и 2 дочери. Один его сын был связан с кражами и приговорён к смерти (Эйха Рабба 3:16, 6, Семахо 12:13), а другой его сын учил Тору (Тосефта Келим 4:9).
Его другая дочь была отправлена в публичный дом, когда Рабби Ханина был убит, потому что она однажды прошлась перед римскими аристократами, которые заметили: «Как красивы шаги этой девушки», после чего она стала особенно внимательна к тому, как она ходила.
Она была позднее спасена из публичного дома Рабби Меиром Бааль а-Нес, который женился на её сестре Брурии. История ее спасения сделала знаменитой Молитву «Элока де-Меир Анени».
(Авода Зара 18а)
Рабби Ханина заведовал подаяниями. Он был довольно известен своей надежностью, и Рабби Элиэзер бен Йаков сказал о нем: «Человек не должен давать деньги на пожертвования, только если они не под контролем такого ученого, как Ханина бен Терадион». (Авода Зара 17b)
Когда он однажды принял деньги на Пурим за обычные пожертвования и распределил их, не уточняя цели, он взял свои собственные деньги и распределил их как пуримские. Так он практиковал благотворительность говорит Талмуд, но не так много, как мог бы. (Авода Зара 17b)
Рабби Ханина использовал рог овна и трубы в Сихнине на Рош а-Шана, но мудрецы отрицают, утверждая, что это было только в храмовой службе. (Рош а-Шана 27а)
Он учил: «Если два человека сидят вместе и между ними нет слов Торы, то это посиделки насмешников. Но если два человека сидят вместе и между ним есть слова Торы, Б-жественное Присутствие лежит между ними». (Авот 3:2)
Римский император Люпин учил Тору и спросил 10 великих мудрецов того времени: «Каков закон, согласно вашей Торе, существует для еврея, который продаёт другого еврея в рабство?» (имея в виду продажу Йосефа его братьями).
— «Высшее наказание», — ответил Рабби Акива и его коллеги.
— «Но братья Йосефа никогда не были наказаны за их преступление!» — воскликнул Римлянин и начал готовить смертельную западню.
— «Правосудие должно торжествовать, и здесь нет других лидеров, чтобы занять их места, кроме вас десятерых!»
Когда Рабби Нехуния бен Акана услышал об этом указе и сказал своему ученику Рабби Ишмаэлю Бен Элише: «Взойди на Небеса, чтобы удостовериться, что это было решением Небесного Суда». Рабби Ишмаэль очистил себя, прошептал тайное имя Господа и вознёсся на Небеса. Он спросил ангела Гавриэля об указе, и Гавриэль ответил: «Примите это на себя, праведные люди, ибо я слышал из-за перегородки, что это должна быть ваша судьба», и Рабби Ишмаэлю было сказано, что 10 мудрецов будут отданы злому ангелу Самаэлю в качестве наказания за продажу Йосефа.
Рабби Ишмаэль передал это своим коллегам и они приняли этот указ.
Рабби Ханина был осуждён на смерть римлянами за обучение Торе и устраивание публичных собраний, несмотря на государственный запрет.
Предсказание Рабби Йоси бен Кисма
Когда Рабби Йоси бен Кисма заболел, его навестил Рабби Ханина бен Тарадион. Рабби Йоси воспользовался возможностью, чтобы упрекнуть Рабби Ханину в его открытом неповиновении римскому запрету на изучение Торы, что тот читает публичные лекции, держа в руках Сефер Тору. Рабби Йоси указал, что в настоящее время римлянам было дано божественное правление над нацией, что было очевидно из того факта, что они смогли разрушить Бейт а-Микдаш и убить многих праведных евреев. На что Рабби Ханина ответил, что с Небес помилуют его. Но Рабби Йоси ответил: «Я говорю слова логики, а ты говоришь, что с Небес они помилуют, я не удивлюсь, если они сожгут тебя вместе со свитком Торы».
Через несколько дней скончался Рабби Йоси бен Кисма. На его похоронах в Мероне присутствовали все важные римляне, которые очень превозносили его. На обратном пути они поймали Рабби Ханину бен Тардиона, который публично преподавал Тору со свитком в руках, и приговорили его к сожжению.
27 Сивана пучки смоченной в воде шерсти были положены ему на сердце, чтобы продлить мучения. Его дочь Брурия кричала: «Отец, почему я должна видеть тебя таким!» Он ответил: «Если бы я горел один, это было бы сложно для меня. А раз я со свитком Торы, Он, который мстит за Тору, отомстит и за меня».
Удрученные горем ученики спросили его: «Что ты видишь, учитель?» «Я вижу, — ответил он, — как горит пергамент и буквы Торы подымаются к небу». «Открой рот, — советовали ему ученики, — чтобы огонь вошел туда и положил конец твоим страданиям». Но он ответил: «Будет лучше, если Тот, Кто дал душу, Сам возьмет ее назад: никто не должен ускорить свой конец».
Тут уже и сам палач не мог дольше видеть его муки и спрашивает он Рабби Ханину:
– Рабби, если я сниму мокрую шерсть и усилю пламя, введешь ли ты меня в жизнь вечную?
– Да, – отвечает Рабби Ханина.
– Поклянись мне в этом.
– Клянусь.
Сделал так палач. И отлетела в вечность душа мученика. В ту же минуту и палач бросился в костер.
И зазвучал Бат-Кол:
«Рабби Ханина и палач его с ним грядут в жизнь вечную!»
По поводу этого Рабби говорил со слезами на глазах:
– Кому удастся одной минутой обрести вечную жизнь, а кому долгими годами приходится выносить самые мучительные испытания.
(Шеар А-Псуким стр. 83)
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!