Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 26 Ияра Йорцайт Рабби Шломке ми-Звиль – Бааль а-Мофет
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Шломке бар Мордехай Гольдман ми-Звиль – Бааль а-Мофети – и его особая сгула в Эрев Шабат
Йорцайт – 26 Ияра
Место захоронения – Йерусалим, Израиль
Рабби Шломке бар Мордехай Гольдман известный, как Рабби Шломке ми-Звиль (1870-1945 г.г.) – знаменитый чудотворец, отец не менее знаменитого сына – Рава Гедальи Моше ми-Звиль.
Он был великим хасидом и Бааль а-Мофет (чудотворцем), прямой потомок Рабби Йехиэля-Михла из Злочова, ближайшего ученика Бааль-Шем-Това.
Про Рабби Шломке ми-Звиль рассказывал его габай, что когда он ходил в микву, за дверью стоял габай и называл имя человека, который пришел к Ребе с проблемой, Ребе ми-Звиль опускался в воды миквы, а потом рассказывал все об этом человеке, причину его проблем и, как их исправить. Даже самые большие Цадиким и Мекубалим того поколения отправляли к нему людей с их неразрешимыми проблемами и он помогал им всем.
Ребе Шломке ми-Звиль дал особую сгулу, когда человек уже перепробовал все средства и не достиг желаемого результата, то если нет помощи сверху, то есть самое лучшее время, когда он может сделать Вс-вышнего своим «шутафом» – партнером.
И это время – Эрев Шабат – время Кидуша.
Гмара учит:
Не читай «Вайехулу а-Шамаим вэ-аарец» – (и завершены были Небеса и Земля), а
читай: «Веяхлу» – (и завершили они – уже о партнерстве).
Именно в этот момент, сам человек и Вс-вышний выступают вместе, как партнеры, в этот момент они становятся соучастниками и завершают построение мира, и делают его совершенным.
Сгула состоит в том, чтобы после «Шалом Алейхем», «Эшет Хаиль», во время Кидуша, в тот момент, когда произносят слова: «Вайехулу…» (завершение) – мысленно произнести «Веяхлу» с каваной, что мы партнеры Вс-вышнего и вместе творим миры с начала – Берешит – попросить Вс-вышнего помочь решить проблемы и избавить от бед.
Хотя есть правило, что в Шабат не просят (Шабат – 1/60 Олам Аба – того мира, к которому мы стремимся, и в котором нет никаких проблем и бед), но алаха говорит, что если человеку очень плохо, его что-то мучает и тревожит, у него на сердце печаль и нужна помощь с Небес, то это самое подходящее время обратиться ко Вс-вышнему со своей просьбой.
И это и есть Онег (наслаждение) Шабат, что у него после молитвы наступит на душе облегчение.
Сипурей Цадиким – Шабатний чолнт
Пока Ребе ми-Звиль жил в Звиле, ему удавалось скрывать свое величие. Хотя все знали, что он ученый, они не осознавали, на каком высоком уровне находится Реб Шломке, пока не произошла следующая история.
Одним из городских шикеров (пьяниц) Звиля был человек, которого мы назовем Андреем. Он был в основном безобиден, довольствуясь бутылкой-другой водки. Хотя Андрей не был евреем, он любил бывать в еврейской части города, потому что там его не побьют, как в других частях города, и он знал, что евреи — сострадательные люди, которые дадут ему еду, когда он попросит.
Однажды субботним утром, после большой пьянки накануне вечером, Андрей почувствовал себя особенно голодным. Он постучал в несколько дверей, но не получил ответа, так как был Шаббат и жители были в синагоге. В следующем доме, куда он отправился, тоже не было ответа, но он заметил, что дверь не была заперта должным образом. Домовладельцы, торопясь попасть в синагогу, оставили дверь незапертой. Андрей открыл дверь, и его встретил накрытый стол с красивыми золотыми халами, графином с красным вином и другими деликатесами.
От печки исходил райский аромат; от запаха чолнта и кугеля слюнки текли. Андрей не знал, с чего начать. Вино привлекало его больше всего, но он подумал, что лучше сначала поесть натощак. Он открыл кастрюлю с чолнтом и зачерпнул себе большую порцию, которую запихнул себе в глотку, как человек, который никогда раньше не видел еды. За чолнтом последовал огромный кусок кугеля. В этот момент он услышал снаружи людей, идущих домой из синагоги, и подумал, что лучше сразу покинуть дом, пока его не поймали с поличным. Он все еще жевал еду, направляясь к двери, но был остановлен золотой халой на столе; это выглядело так красиво, и он все еще был так голоден. Он вырвал огромный кусок халы, откусил от него большой кусок и потянулся к дверной ручке. У него было так много еды во рту, что он не мог нормально жевать. Кусок халы попал не в ту горло, и он не мог дышать. Андрей начал задыхаться, его лицо покраснело, а через несколько мгновений он упал замертво перед дверью.
Через несколько минут пара, жившая в этом доме, вернулась домой. Они попытались открыть дверь, но что-то не давало двери открыться. Муж толкнул изо всех сил и открыл дверь. Они вошли в дом и посмотрели, что блокирует дверь. Они были в шоке, когда увидели Андрея, городского шикера, лежащего на полу их дома. Муж начал трясти его и требовать, чтоб тот убрался, но вскоре понял, что Андрей совершенно безжизнен. Он увидел большой кусок халы рядом с Андреем и догадался, что произошло. Муж с женой начали паниковать.
Совсем недавно в этом районе были погромы. Если люди узнают, что Андрея нашли мертвым в еврейском доме, они обвинят евреев в его убийстве. Хотя им было наплевать на Андрея, они использовали любую возможность, чтобы напасть на евреев. Жена велела мужу сбегать к Ребе Шломке и спросить у него совета.
Домовладелец бросился к дому Ребе и рассказал ему, что произошло. Ребе согласился с ним, что горожане могут использовать это, как предлог для нового погрома. Реб Шломке взял ложку своего чолнта и велел положить в рот мёртвому шейкеру.
Мысли начали приходить в голову мужчины – как он мог накормить мертвеца, но он не задавал никаких вопросов, так как он был простым евреем, у которого была полная эмуна во всем, что ему говорил Ребе.
Он быстро пошел домой, стараясь не уронить чолнт. Он попытался засунуть чолнт Андрею в рот, но у того не разжимались губы. Тогда мужчина в панике сказал: «Реб Шломке сказал, что я должен накормить тебя чолнтом». При упоминании имени Ребе безжизненный шейкер открыл рот, и мужчина быстро вставил чолнт Ребе, насколько мог. Он чуть не потерял сознание от того, что увидел дальше. Андрей встал с пола и, глядя прямо перед собой, вышел за дверь. Мужчина последовал за Андреем, ему было любопытно, что произойдет. Андрей шел по городу, как зомби, глядя прямо перед собой. Через несколько минут Андрей подошел к собственному дому. Как только он вошел в свой дом, он упал на пол, безжизненный, как прежде.
Мужчина побежал домой, чтобы рассказать жене о том, что произошло. Они только что стали свидетелями открытого чуда. Они видели, как мертвец встал и пошел через город к своему дому. Теперь они поняли, что Реб Шломке был намного больше, чем он казался.
История быстро распространилась, и теперь все знали, что их Ребе был очень святым человеком, который пытался скрыть свое величие. Говорят, что именно эта история побудила Реб Шломке задуматься о переезде в другое место, где его не знали бы люди.
В конце концов он переехал в Йерушалаим, где ему удавалось скрывать свою личность, пока однажды кто-то из Звиля не столкнулся с ним в синагоге и не раскрыл его.
После этого к нему стекались толпы людей за советом и помощью, пока он не ушел из жизни 26 ияра 1945 года, 41-го дня сфиры, Йесод ше бе-Йесод.
Один из Цадиким на похоронах почувствовал запах всевозможных ароматных специй, исходивших от тела Реб Шломке. Позже он спросил сына Реб Шломке, Реб Гедалию, каков источник этого обычая. Реб Гедалия ответил, что у них нет такого обычая. Они поняли, что этот прекрасный запах исходил на самом деле от самого великого Цадика.
Бизъйонот – спасение от смерти
Рабби Йеуда Лейб Слоним рассказал интересную историю, свидетелем которой был он сам.
Во время войны в 1948 году, когда Йерушалаим подвергался бомбардировкам и обстрелам, жители города прятались в убежищах. Одно из них располагалось в районе Бейт Исраэль, на улице, которая сегодня называется «Раби ми-Звиль», недалеко от Йешивы «Мир».
В убежище прятались жители района, среди которых был и Рабби Гедалия Мойше ми-Звиль. Несмотря на взрывы на улице, темноту и тесноту, он учился, не поднимая головы. В том же убежище находилась женщина – душевнобольная. Она постоянно скандалила, ругалась, кричала, задевала то одного, то другого. Обстановка становилась просто невыносимой.
Несколько человек взяли инициативу в свои руки и решили выставить её за дверь. На следующий день, когда женщина опять пришла, они приготовились уже выполнить задуманное, но, вспомнив, что среди них находится Ребе, подошли спросить его мнение.
– «Кто я такой, чтобы указывать вам, что делать»? – был ответ Ребе.
– «Но, если вы всё же спрашиваете, что я думаю, послушайте одну историю. В городе Звиль у меня была сестра. Однажды она серьёзно заболела, была просто при смерти. Тогда мой отец Рабби Шлойме ми-Звиль принял необычное решение. Он пошел искать себе «бизъйонот» – унижение и позор. «Это ее спасет», – сказал он.
Среди различных общественных обязанностей отца была опека над арендой помещений, которые принадлежали местному хейдеру. Рабби Шлойме пошел к одной женщине, которая задолжала плату за съем магазина за несколько месяцев. До сих пор он о долге не напоминал, но сейчас решил напомнить. Женщина начала громко кричать и ругаться.
– «Тоже мне, Ребе сыскался, как ему не стыдно просить у меня денег», – кричала она. Собралось много людей, скандал получился на славу. Отец стоял и молча слушал. Домой он пришел очень довольный. И, действительно, сестра поправилась.
Прошли годы. Сестра опять серьезно заболела и находилась в критическом состоянии. И отец вновь отправился искать себе «бизъйонот». Но на этот раз ему это не удалось. Сколько он ни старался, ничего не получалось. Через некоторое время моя сестра скончалась. Отец обычно говорил: «Мит бизъйонот кейн мен офкимен дем тойт» – «С помощью позора можно прогнать смерть».
Ребе обвел взглядом притихших людей и завершил свой рассказ:
– «Сейчас идет война, на улице смерть, выйти на улицу искать себе «бизъйонот» невозможно. Поэтому на Небесах над нами сжалились и послали их прямо сюда, к нам в убежище. А вы хотите их прогнать».
P.S. Учил Ребе ми-Звиль, зехуто таген алейну, что, когда человек берет на себя бизъйонот (принимает добровольно унижение, не отвечает своим обидчикам) – это время для него – Эт Рацон – время благоволения Небес и этот человек может в этот момент просить Ашема о чем-то сокровенном, а у него самого, – можно просить Браху и она будет тут же реализована.
(Сила Теилим после посещения Кевер Раби ми-Звиль; по уроку Рав Яков Доктор)
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(Рав Рафаэль Авитан, пер. Лены Соломоновой)
Инструменты доступности