Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 26 Швата Йорцайт Рабби Давид Алеви Сегаль – Таз
Рабби Давид Алеви бар Шмуэль Сегаль – Таз – законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Йорцайт – 26 Швата
Место захоронения – Mistse Yevreysʹkoho Tsvyntaru Za Roddomom Na Rappaporta, вулиця Якова Раппапорта, 12, Львів, Львівська область, Украина.
Таз – аббревиатура названия его книги «Турей Заав» (Золотые ряды).
Рабби Давид Алеви родился в Людмире на Волыни в 1586 году. Уже в юном возрасте он прославился своим острым умом и глубиной интеллекта. Его репутация блестящего вундеркинда быстро распространилась. В 7 лет он знал Бава Кама, Бава Мециа и Бава Батра наизусть. Его брат, Рабби Ицхак Алеви (автор сборника респонсов Тшувот Маари Алеви (Ответы р. Ицхака Алеви) – обучал его Торе.
Когда Рабби Йоэль Сиркис, автор «Бейт Хадаш» (Бах), который был тогда Равом Бриска в Литве, услышал о его таланте – он пригласил его учиться в свою знаменитую Йешиву.
У Баха была дочь по имени Ривка, молодая образованная девушка, знавшая Танах вдоль и поперек.
Однажды Бах был со своими учениками и сказал им, что в Рамбаме (Законы Сефер Торы: Глава 7, Галаха 6) есть намек на то, что в Торе есть слово, состоящие из 11 букв – самое длинное слово.
Бах спросил учеников – где оно находится в Танахе. Случайно его дочь Ривка была в комнате и услышала вопрос. Она вскочила и сказала: «В книге Эстер есть слово из 11 букв – וְהָאֲחַשְׁדַּרְפְּנִ֣ים – «вэаахашдарпним» – (сатрапы). (Мегилат Эстер 9:3)
Бах, в восторге от учености дочери, сказал ей с улыбкой: «Дочь моя, ты прекрасна, как луна». Его ученик, Рабби Давид ответил: «Если она прекрасна, как луна, то пришло время освятить луну» (игра слов – благословение Луны и Брак, обозначаются одним и тем же словом).
Бах, который давно присматривался к Рабби Давиду, посмеялся над шуткой и взял его в мужья для своей дочери Ривки. После свадьбы Рабби Давид покинул дом тестя и поселился в Кракове.
В 1618 году он стал раввином Потлицкой общины, но, так как это был небольшой городок с бедными жителями, то и сам он жил в большой бедности.
Однажды, когда книгоноша привез в местечко очень ценную книгу — законодательный кодекс «Агуда» (Объединение), у Таза не оказалось достаточной суммы денег для ее покупки. Этот кодекс, составленный в 14 веке раввином из Франкфурта на Майне Равом Александром Кацем, издавался ко времени Рабби Давида всего один раз — в Кракове, и поэтому стоил довольно дорого. И вот, Рабби Давид попросил книгоношу одолжить ему драгоценный манускрипт на 1 ночь. До рассвета он успел досконально проштудировать сложнейшую книгу, а наутро возвратил ее, заплатив книгоноше половину ее цены — потому что не хотел даром наслаждаться чужим имуществом. Ученики Рабби Давида свидетельствовали, что везде, где в своих сочинениях он цитировал эту книгу, он делал это по памяти — за ту ночь, с одного прочтения, он запомнил кодекс «Агуда» наизусть. (Сарей амеа 3:1)
Через несколько лет он стал Равом Познани, где прожил около 20 лет.
В 1644 году раввин Давид вернулся на Волынь и занял пост Раввина города Острог. Там он основал большую Йешиву, и к нему стекались многочисленные ученики со всех уголков страны. В Остроге он написал свой великий труд «Турей Заав» (Таз) о Шулхан Арух, Йоре Деа. Как только она была опубликована, она сразу распространилась по всем Йешивам и была признана авторитетной, что принесло ему всеобщее признание в области Алахи. Таз и по сей день изучают во всех Йешивах и учебных домах. Все учащиеся Йешив, желающие получить смиху Рава, должны знать комментарий Таз на Шулхан Арух.
В то время великая катастрофа постигла всех евреев Польши. В 1648 году казаки и их жестокий предводитель Хмельницкий восстали против дворян Польши. Первое, что они делали, это вырезали еврейские поселения.
Когда убийцы подошли к Острогу, Рабби Давид и все евреи бежали в сторону крепости Олик и забаррикадировались за ее высокими стенами. Так как город долгое время был в осаде, и неприятель уже начал пробивать его стены, все жители собрались вместе, во главе с Рабби Давидом, в синагоге, чтобы молиться и возносить там моления. Рабби Давид так много молился, что в конце концов потерял сознание от истощения и заснул. Во сне он услышал, как перед ним читали следующий отрывок: «Я защищу этот город, чтобы спасти его, ради Меня и ради Раба Моего Давида» (4 Царств 19:34). Рабби Давид проснулся и сказал: «Люди Б-га, укрепитесь в молитве и прошении, ибо сегодня Б-г покажет нам чудеса». Отсюда и произошло чудо. Внезапно старые пушки внутри крепости, которые до сих пор полностью вышли из строя, начали стрелять ядрами по вражескому лагерю, наводя на них ужас и заставляя их спасаться бегством.
Из-за бед, вызванных войной, Рабби Давид был вынужден скитаться, сильно страдая во время своих скитаний. Ему не раз приходилось ночевать с семьей под открытым небом.
Также в это время он встретил Гаона Шабтая а-Коэна, Шаха, автора «Сифтей Коэн» и пробыл с ним три дня. Несмотря на то, что Шах выражал мнения, отличные от его собственного, и оспаривал его алахические решения, они подружились. Шах писал: «Я приветствовал его с большими почестями, действительно значительными, и он также проявил ко мне очень большое уважение, вплоть до того, что поцеловал меня в голову».
Когда утихли казачьи беспорядки, Таз вернулся в родную землю и поселился во Львове, раввином которого стал. Его слава распространилась по всей стране.
Кевер Рабби Давид Алеви – Таза – находится во Львове.
Судебное дело между Бахом и Тазом
Бах обязался содержать своего будущего тестя Таза на время его учёбы, договор включал мясной обед. В какой-то момент материальное положение тестя пошатнулось и зятю на обед стали подавать холодец из куриных лапок и подобные блюда, которые лишь с большой натяжкой можно назвать «мясными». Таз долго терпел — и наконец подал на тестя в раввинский суд «за нарушение договора». Суд оправдал Баха и постановил, что куриные лапки — тоже мясо. Рабби Давид оправдывался перед удивленными такой наглости евреями: «Вы думаете, я не понимаю, что со стороны это выглядит ужасно? Но что я могу делать со своим организмом — не поев мяса, я чувствую слабость и голова у меня не работает. К тестю я испытываю только любовь, благодарность и почтение. И я не хочу, чтобы его обвинили в моей слабой учёбе, мне нужно было, чтобы то, чем меня кормят в его доме, суд признал «мясом» — и он будет чист перед людьми и перед небесами!». Вскоре Бах выхлопотал зятю место раввина в небольшом городе; сохранилось более позднее письмо, где он просит зятя прислать ему 4 золотых, чтобы закончить пошив костюма (старый настолько износился, что раввину города неприлично его носить).
Как Рабейну Таз делал Тикун Гейхази
Рассказывает сын Адмора ми-Скулен сипур, записанный в «Пинкасей Сипурей Львов».
Жил в Львове один старик-цадик, который каждый вечер после Хацот Лайла приходил в Бейт Кнесет и читал весь Сефер Теилим.
И вот однажды он пришел ночью и не может зайти в Бейт Кнесет и это его очень огорчило, и он решил читать Сефер Теилим у входа (бе мифтан) – это тоже святое место.
Он начал читать Сефер Теилим при свете Луны и благодарил Ашема восхвалениями «Широт ве-Тишбахот». Вдруг видит подходит к нему безликий незнакомец и спрашивает, где дом Рабби Давид ми-Клойз хадаша – так звали Рабби Давид Алеви Сегаль во Львове.
Старик-цадик показал, где живет Рабейну Таз. Через некоторое время к нему подходит другой безликий незнакомец и тоже спрашивает, где дом Рабби Давид ми-Клойз хадаша и тот показал и ему. Подумал старик-цадик, что-то тут не так, и если опять кто-то подойдет – не скажет ничего пока все не объяснят ему.
Через несколько минут подходит к нему третий незнакомец и тоже спрашивает, где живет Рабби Давид ми-Клойз хадаша.
Говорит цадик, что ничего не скажет, пока не получит объяснения – кто они все и зачем им Таз. Ответил незнакомец: «первый незнакомец был Элиягу а-Нави, захур летов, второй – Элиша а-Нави, а я – азакен Иш Гейхази – слуга Элиша. Это я совершил грех и взял деньги и одежду без разрешение Элиша а-Нави. На Небесах вышло постановление, что Элияу а-Нави, Элиша а-Нави и Гейхази встретятся в доме Рабби Давида и сделают Тикун Иш Гейзази.
Так как Рабейну Таз – Цадик Гадоль, и относится к Бейт Дин Мала (высшему суду) и участвует в нем, он может сделать мне Тикун Нашемати.
Все это ты удостоился увидеть цадик, потому что читал Сефер Теилим, Широт ве-Тишбахот – ширим ле Ашем а-Кадош».
Пусть зхут Цадика хранит наш народ!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/558-Rabbi-David-HaLevi-Segal, По урокам Рава Даниэля а-Коэна Ставского и Рава Давида Рафаэля бен Ами Фаиншель)
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности