Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 25 Адара Йорцайт Рабби Гершон Кутовер
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Гершон бар Авраам Кутовер – Рабби Гершон из Брод (1696-1761 гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма Рабби Исраэля Бааль Шем Тов.
Йорцайт – 25 Адара
Место захоронения – Ар а-Зейтим, Йерусалим
Учился в знаменитом бродском клойзе – здесь его соратником по изучению Торы был Рабби Йехезкель Ландо (Нодэ бе-Йеуда), ставший впоследствии главным раввином Праги.
Рабби Гершон возглавлял в Бродах один из четырех раввинских судов.
Он был известен далеко за пределами Польши. Один из духовных лидеров поколения Рабби Йонатан Эйбешиц называл его «знаменитым праведником, выдающимся знатоком Торы и божественным кабалистом».
Рабби Йехезкель Ландо в одном из своих респонсов также отзывался о Рабби Гершоне как о «совершенном мудреце и святом праведнике». (Нодэ бе-Йеуда, Эвен аэзер 73)
Около 1725 года сестра Гершон Кутовера вышла замуж за бывшего меламеда Рабби Исраэля бар Элиэзера, прославившегося впоследствии под именем Бааль Шем Тов.
Рассказывают, что отец Рабби Гершона, Рабби Авраам Кутовер из Брод, побывав в местечке, где жил Бааль-Шем-Тов, заключил с ним соглашение о предстоящем браке. Однако, возвращаясь в Броды, Рабби Авраам Кутовер заболел и вскоре скончался. Разбирая бумаги отца, Рабби Гершон обнаружил среди них брачное соглашение, но в нем не было указано, в каком городе живет жених. И лишь несколько месяцев спустя в доме Рабби Гершона появился сам Бааль-Шем-Тов, одетый в простое крестьянское платье, – до поры он скрывал под образом деревенского простака свое величие в Торе. Рабби Гершон, погруженный в изучение книг, велел передать гостю милостыню, но Бааль-Шем-Тов заявил, что пришел за своей невестой, и предъявил копию брачного договора.
В течение нескольких месяцев после состоявшейся свадьбы Рабби Гершон пытался обучить своего «невежественного» шурина, но затем, отчаявшись, предложил сестре развестись с «неучем» – а когда она отказалась, Рабби Гершон, купив им коня и телегу, отправил молодую семью из Брод. (Шивхей Бешт 4:5)
Позднее он снял для них в аренду постоялый двор в Карпатских горах, неподалеку от местечка Кутова, из которого происходила семья Кутоверов.
После того, как около 1734 года Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов «открылся» и начал широко проповедовать свое учение, Рабби Гершон Кутовер стал одним из самых горячих последователей своего шурина. Около 1740 года он переехал в город Меджибож, где после длительных странствий обосновался Бааль-Шем-Тов со своими учениками. Рабби Гершон стал домашним учителем Цви, единственного сына Бааль-Шем-Това.
В 1743 году Рабби Гершон отправился в Землю Израиля, чтобы по поручению Бааль-Шем-Това установить связь с выдающимся кабалистом Рабби Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим) и создать с ним совместный центр по изучению сокровенных разделов Торы. Однако, прибыв в Иерусалим, Рабби Гершон уже не застал Рабби Хаима Ибн Атара в живых.
Рабби Гершон посетил многие святые места. Согласно свидетельству современников, «оказавшись напротив горы, где когда-то стоял Храм, Рабби Гершон «от горечи и скорби несколько раз подряд падал в обморок – так, что с трудом удалось привести его в сознание». (Саарей амеа 6:7)
Спустя некоторое время, Рабби Кутовер возвратился в Меджибож и провел еще несколько лет рядом с Бааль-Шем-Товом, все глубже постигая его учение.
В 1746 году Рабби Кутовер вторично прибыл в Землю Израиля, чтобы распространять там учение Бааль-Шем-Това. На этот раз Рабби Гершон и его семья поселились в Хевроне, где они были единственными ашкеназскими евреями – выходцами из Восточной Европы.
В 1753 годуРабби Кутовер вновь посетил Йерушалаим и пробыл в городе две недели.
В письме, обращенном к Бешту, Рабби Гершон поведал о загадочных событиях, связанных с этим посещением святого города. В первый же шабат к нему явились все ашкеназские евреи Йерушалаима, которые были наслышаны о нем от евреев Хеврона, – они попросили его возглавить их общину. Рабби Гершон «попытался убежать от почета, как делал всю свою жизгь», но его «принялись настойчиво уговаривать» и не отступали от него в течение восьми дней. Более того, к переговорам присоединились выдающиеся сефардские мудрецы, также настаивающие на том, чтобы он «поселился в Йерушалаиме».
В день, когда Рабби Гершон все же собрался покинуть город, иерусалимские евреи окружили его в доме учения. Они «начали плакать» и «до такой степени разбили сердце» Рабби Гершона, что он, в конце концов, согласился. Йерусалимские евреи «возрадовались великой радостью» и в тот же день арендовали для нового раввина роскошную квартиру и дом учения, где бы он мог обучать Торе. Они вручили Рабби Гершону ключи и снарядили посланца, который должен был за их счет привезти из Хеврона жену и детей рава. Но, когда Рабби Гершон сел, чтобы написать письмо жене, он внезапно «почувствовал, что его рука обездвижилась», будто скованная параличом.
Он сказал иерусалимцам: «Братья мои! Разве вы не видите, что все это не угодно Вс-вышнему». Его снова «принялись убеждать», но он «ощущал великую грусть – будто все печали Йерушалаима обрушились на него. Так и не сумев написать письмо Рабби Гершон сам отправился за семьей, но к нему приставили специальных посланцев общины, которым поручили следить, чтобы он не передумал и не остался в Хевроне.
И все же Рабби Гершон не возвратился – спустя несколько недель в Йерушалаиме вспыхнула эпидемия, «унесшая жизни двухсот евреев, в том числе и нескольких выдающихся мудрецов», и ашкеназская община в городе перестала существовать. «Лишь тогда, – приписал Рабби Кутовер в завершение письма, – я осознал величие того чуда, которое совершил со мной Б-г, прославляемый во веки веков!» (Гинзей нистарот 66; Сарей амеа 6:7)
В последующие годы Рабби Гершон Кутовер все же возвратился в Йерушалаим, где занимался в сефардской Йешиве кабалистов «Бейт-Эль», возглавляемой выдающимся мудрецом из Йемена Рабби Сар-Шаломом Шараби – Рашашем.
Рабби Гершон Кутовер умер в Йерушалаиме 25 Адара (первого месяца адар) високосного 1761 года.
Его могила на Масличной горе была вновь обнаружена после Шестидневной войны 1967.
Сипурей Цадиким
(http://www.shabat-shalom.info/books/Tsadikim/Evreyskie_Mudretsi_5_18-vek_Acharonim.htm)
Инструменты доступности